Ф. М. Достоевского МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ПРОЧТЕНИЮ САТИРИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ КЛАССИКИ В статье аргументируется использование междисциплинарного (музыкально-семиотического и исторического) подхода к анализу литературных персонажей. <...> Исследуются сатирические персонажи из литературных произведений Н. Лескова <...> В статье показано, как при музыкальном цитировании возникает двойной пародийный эффект. <...> Он помогает понять суть характера персонажа оперы и одноимённой повести «Леди Макбет Мценского уезда». <...> Также в статье осуществляется подход к раскрытию тайны происхождения музыкальных имён героев самого известного и загадочного произведения М. Булгакова <...> Ключевые слова: междисциплинарный подход, музыкальная цитата, «музыкальное прочтение» сатирических персонажей, литературный анализ, повесть «Леди Макбет Мценского уезда», загадки «Мастера и Маргариты», интертекстуальность. <...> Но и при литературном анализе текста может учитываться музыкальная смысловая генерация, если существует соотнесённость литературных произведений с миром музыкального искусства. <...> Тонкие интертекстуальные связи музыкальных и литературных многокомпонентных источников создают особый символический, порой пародийный подтекст, которому здесь будет уделено особое внимание. <...> Не претендуя на попытку классифицировать все возможные проявления третьего направления, связанного с взаимодействием литературы и музыки, попытаемся раскрыть ещё одну возможность придания глубины и эффективности анализу литературного текста, а точнее анализу литературного героя с помощью музыкального подтекста его образа или через обращение к «музыкальному двойнику», если таковой имеется. <...> А музыкальный подтекст появляется, когда характер персонажа раскрывается не только в поступках по отношению к другим людям, но и в его связанных с музыкой действиях. <...> Наконец, «музыкальная дешифровка» может проявиться в виде ассоциаций <...>