Витебский государственный медицинский университет Здравоохранение и фармация Эстонии Поступила в редакцию 07.06.2010 г. Реформы в здравоохранении и фармации Исследование, проводимое под эгидой Европейской обсерватории по системам и политике здравоохранения (European Observatory on Health Systems and Policies) в 2004 г., показало, что к преобразованиям в здравоохранении страна была готова в начале 1990-х гг. в большей степени, чем другие страны, образовавшиеся после распада Советского Союза. <...> Реформы в здравоохранении шли в двух основных направлениях: децентрализация управления и переход к финансированию через социальное страхование. <...> Осуществлено сокращение коечного фонда и увеличение доли генериков в структуре потребления лекарственных средств. <...> Проводилась большая разъяснительная работа с населением об эффективности генерических лекарственных средств (ЛС). <...> Целями реформы фармацевтического сектора было создание органов государственного регулирования обращения ЛС, принятие соответствующих нормативных правовых актов, установление порядка возмещения расходов на ЛС и приватизация аптек [2]. <...> В 1995 г. в Эстонии был принят Закон «О лекарственных средствах». <...> С 1992 г. в Эстонии действовали центральный и региональный государственные фонды медицинского страхования. <...> В 2001 г. они были преобразованы в Эстонский фонд медицинского страхования с филиалами (ЭФМС). <...> Лица, застрахованные в ЭФМС, подразделяются на следующие категории: 1) оплачивающие стоимость страховки самостоятельно; 2) имеющие право на бесплатное страхование; 3) застрахованные по международным соглашениям. <...> Работающие граждане Эстонии уплачивают взносы в ЭФМС в виде налога на заработную плату, включающего взносы медицинского страхования и взносы в пенсионный фонд. <...> Пенсионерам, студентам, инвалидам и детям страховка предоставляется без взносов. <...> По инициативе Эстонского Союза производителей эстонские безработные на полгода (до июня 2010 г.) были освобождены от оплаты <...>