Н.П. Огарёва) ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ ФИННО-УГОРСКОГО РЕГИОНА: ОПЫТ ФИНЛЯНДИИ, ЭСТОНИИ И ВЕНГРИИ В статье рассматриваются актуальные проблемы финансирования образовательной системы стран финно-угорского типа, в частности, анализируются показатели финансирования образования по уровням бюджетной системы Эстонии, Венгрии и Финляндии и показатели финансирования образования в расчёте на одного учащегося, а также анализируется состояние образовательной системы в целом. <...> Острые социальные проблемы глобального характера (экология, здравоохранение и др.) отодвигают образование на более низкое место при распределении финансовых ресурсов, выделяемых государствами для социальной сферы. <...> Наиболее выраженной оказалась тенденция к децентрализации, передаче многих управленческих полномочий и функций от центра на более низкие уровни и расширению участия общества в процессе управления. <...> В ряде стран были проведены реформы, направленные на его децентрализацию (Бельгия, Великобритания Испания, Франция и д.р.), в некоторых – усилена роль местных органов власти в принятии соответствующих решений (Финляндия, Швеция), в отдельных – введены новые модели финансирования расходов на содержание учебных заведений (Нидерланды), в других – существенно расширены полномочия школ по управлению своим бюджетом (Великобритания) и т.д. <...> Масштаб государственного финансирования образования – это один из главных показателей, характеризующих политику той или иной страны. <...> В отличие от многих западных стран, дошкольное образование в Финляндии начинается лишь с возраста 6 лет и длится 1 год. <...> Обязательное школьное образование занимает 9 лет и начинается после достижения детьми возраста 7 лет. <...> Профессионально технические же школы предлагают учебные программы длительностью 2 и 3 года. <...> Полномочия и функции провинций (областей) в этой сфере в последние годы были сведены к минимуму. <...> Ответственность за финансирование <...>