Педагогические науки, № 6, 2013 Ретивов Н.А., кандидат физикоматематических наук, доцент (Лицей № 1502 при Московском энергетическом институте) ОТ ШКОЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ Каждый урок физики позволяет поставить перед учениками проблему. <...> Будет больше пользы, если эту проблему не решать сразу на уроке, а предложить решить её ученикам дома. <...> В наше время в каждом доме найдется достаточно бытовых приборов, которые позволят провести множество физических исследований «на кухне». <...> Например, перед изучением процесса кипения в восьмых классах, предложить учащимся в течение нескольких дней измерять температуру кипения воды и записывать показания барометра или величину атмосферного давление в нашем городе. <...> На уроке, при изучении указанной темы, ученики докладывают результаты своих исследований, делают выводы, как температура кипения зависит от давления на открытую поверхность жидкости. <...> Эти же исследования можно предлагать учащимся десятых классов перед изучением темы «фазовые переходы и свойства насыщенных паров». <...> Учащимся, имеющим дома «скороварку», предложить исследовать её работу и объяснить принцип её действия. <...> Самыми эффективными будут результаты, если учащиеся самостоятельно изготовят какой- либо простейший прибор. <...> Например, при изучении темы «равноускоренное движение» в девятых или в десятых классах (зависит от программ школы), предложить ученикам принести на следующий урок приборы для измерения ускорения движения. <...> Лучше это сделать после решения задач с отклонением шарика, подвешенного на нити в неинерциальной системе отсчета, и других подобных задач. <...> Как показывает мой опыт, в этом проявляется способность всех учеников по-разному. <...> Большинство учащихся приносят самые простые механические акселерометры: шарик на нити, шарик или брусок с пружиной на плоскости или в стеклянной трубочке и т.д. <...> Любознательные ученики из детских конструкторов собирают <...>