И.А. Бунина университета СУЩНОСТНЫЙ И РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ КАТЕГОРИИ ОТКРЫТОСТИ ВКОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИННОВАТИКИ В статье осуществлен сущностный и ретроспективный анализ применения категории открытости к образовательным системам. <...> Данная категория позиционируется в контексте педагогичской инноватики. <...> Ключевые слова: открытость, самоорганизующиеся системы, открытое образование, компетентностный подход, дистанционное обучение, трансграничное образование. <...> In this article the essential and retrospective analysis of openness category in the context of education is shown. <...> This openness category is seen in context of peda-gogical innovatics. <...> Key words: openness, self-organizing system, open education, competence ap-proach, distance education, transborder education. тарных наук. <...> Категория открытости широкоупотребительна в контексте ряда естественных и гуманиПервоначально категория открытости применялось в трудах философов эпохи Просвещения (Вольтер, Ш. <...> Пейн) в качестве характеристики светского общества, выступающего как прогрессивный противовес религиозной нетерпимости. <...> Бергсона, который вводит в научный тезаурус понятие «открытое общество», развивающееся на основе принципов свободы, творчества, любви и человеческой солидарности, противостоящее «закрытому обществу», являющемуся по сути тоталитарным. <...> Поппер, согласно которому открытость как качество общества основано «на высоком и зрелом критическом потенциале человеческого разума, стимулирующем инакомыслие и интеллектуальную свободу как индивидов, так и социальных групп, направленную на непрерывное реформирование общества в целях разрешения встающих перед ним проблем» [5, с. <...> В психологии категория открытости ассоциирована с категориями понимания, диалогом, эмпатией, открытостью, искренностью, доверием. <...> Открытость личности к внешнему миру, проявленная через коммуникабельность, рассматривается как ключевая характеристика современного образа человека, поскольку, с одной стороны, выступает залогом эффективности общения, что является незаменимым <...>