СЕРГЕЙ ЦВЕТКОВ
пусть ЖАЖДУЩИЙ приходит
ИЗ ОТКРОВЕНИЯ ИОАННА БОГОСЛОВА
***
Господень Ангел был со мной, и был я в духе в день воскресный. <...> ЮбЮС3 ЮбЮС
Сергей Эдуардович Цветков родился в 1964 году в Москве. <...> НИКОЛАЙ ИВЕНШЕВ
ИНДЕКС
СЧАСТЬЯ
Николай Алексеевич Ивеншев втор девяти прозаических и поэтических книг, изданных в Москве и Краснодаре. <...> Анри Труайя
1-й ГОервая четверть
«Я, Зуев Александр Иванович, 1970 года рождения, работаю учителем русского языка и литературы
в Старолуговской средней школе, являюсь классным руководителем
10 “Б”, класса, в котором учился
потерпевший Куликов Олег Владимирович». <...> И Зуев опять воткнулся в объяснительную, вспомнив из детективов, что сия записка называется
свидетельскими показаниями. <...> «Все свои сочинения Олег Куликов всегда писал на “отлично”, бъяснял Зуев, — сначала обдумает, а потом уж берется за изложение». <...> Воропаев почесал кончик носа тонким пальцем и предложил называть его просто Игорем Константиновичем. <...> — Игорь
Константинович ударил сложенными в замок руками об стол. <...> 22 НИКОЛАЙ ИВЕНШЕВ
Он ловко вышипнул из брючного кармана металлическую зажигалку. <...> Рядом рылся в папке Игорь Константинович Воропаев. <...> Интерактивная доска
Про ее существование Зуев знал из «Учительской газеты». <...> 24 НИКОПАЙ ИВЕНШЕВ
Он очнулся после счастливых объятий. <...> Тогда она употребляла эту глупую, неприличную кличку Зуек. <...> Дарья Тимофеевна, педагогический зубр, еше при Иване Грозном работала, и эта, новая, в ветхом модном шушуне, из Питера, Анжелика Цвай. <...> 26 НИКОЛАЙ ИВЕНШЕВ
Учительница была далека от карточных игр, но в своем детстве, простом, как две копейки — с нейлоновыми белыми бантами и с фанерными партами, исЦарапанными гвоздями, она узнала это выражение — «масть
пошла». <...> И опять вспомнила (к чему
бы эта ностальгия по прошлому), как мавр ее, «Зуёк, заплывший за буек», выходил из моря в брызгах и в ожогах от медуз, как перебирал ее пальЦЫ, гладил их и читал, читал, жмурясь то ли от солнЦа, то ли от Блока <...>
Москва_№4_2007.pdf
ЖУРНАЛ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Выходит с марта 1957 ã.
УЧРЕДИТЕЛИ:
Союз писателей России
Российский Фонд Мира
Трудовой коллектив
журнала «Москва»
4
2007
СОДЕРЖАНИЕ
Леонид ÁÎÐÎÄÈÍ. К вопросу о суверенности .......................................................3
ПРОЗА
Николай ÈÂÅÍØÅÂ. Индекс ñ÷àñòüÿ. Повесть .................................................... 20
Геннадий СТАРОСТЕНКО. Ïðîçåëèò. Роман (îêîí÷àíèå) ................................. 67
Алексей ÅÐÅÌÈÍ. Родина и Êàäåò. Рассказ ..................................................... 136
ПОЭЗИЯ
Сергей ÖÂÅÒÊÎÂ. Пусть жаждущий приходит ..................................................... 13
«ОСИЯННОЕ СЛОВО». Московский межвузовский литературный
форум èì. Í.Ñ. Гумилева ......................................................................................... 61
ПУБЛИЦИСТИКА
КОММЕНТАРИИ: Евгений МОРОЗОВ. Мюнхенский прорыв.
Андрей ÃÎÐÎÕÎÂ, Андрей ÈÃÍÀÒÜÅÂ. Туризм как «îïîðíàÿ îòðàñëü» ........ 146
Олег КИЛЬДЮШОВ. Российский парламентаризм ............................................ 155
Александр КЛЮШНИКОВ. Зачем нам нужен космос ....................................... 170
РУССКИЕ СУДЬБЫ
Александр АРЦЫБАШЕВ. Чердынская тропа ..................................................... 179
КУЛЬТУРА
Сергей ÙÅÐÁÀÊÎÂ. У одной ðåêè...................................................................... 201
Стр.1
МОСКОВСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ
Александр ЧЕХОНАДСКИЙ. Как звучит Атлантида? Александр ЕФРЕМОВ.
Живые живым. Виктор НИКИТИН. Когда слово берет память.
Антон ÅÔÈÌÎÂ. Пророческий дар поэта ........................................................... 212
ДОМАШНЯЯ ЦЕРКОВЬ
Игорь ÑÎÉÊÈÍ. Будем çäîðîâû! .......................................................................... 228
Олег ÑÅËÅÄÖÎÂ. О мытарях и фарисеях ........................................................... 237
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР Л.И. БОРОДИН
Заместитель главного редактора À.Í. ПОЗИН (291-83-86)
È.î. ответственного секретаря Î.È. КИРЕЕНКО (291-83-64)
Отдел прозы и поэзии Å.Ì. ÓÑÒÈÍÎÂÀ, Ò.À. НЕРЕТИНА (291-68-01)
Отдел публицистики Ñ.Ì. СЕРГЕЕВ (291-83-64)
Отдел культуры Ê.À. КОКШЕНЕВА (291-68-01)
Домашняя церковь Ñ.È. НОСЕНКО (291-68-01)
Председатель Совета издателей А.Ю. БЫКОВ
Исполнительный директор Â.Â. КОВАЛЕВ (291-83-91)
Главный бухгалтер Ë.Ý. БУДНИКОВА (291-83-84)
Заведующая редакцией À.Ñ. СОЛОВЬЕВА (291-71-10)
Корректор О.И. ИВАНОВА
Технический редактор Е.Ю. ЕРОФЕЕВА
Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Отклоненные рукописи сохраняются в течение
года.
Подписано в печать 27.03.07. Формат 70õ108 1/16. Бумага типографская ¹ 2. Печать îôñåòíàÿ.
Тираж 5480 ýêç. Заказ 4917.
Свидетельство о регистрации ¹ 554 от 29 декабря 1990 года
Министерства печати Российской Федерации
Индекс 73253 (êàòàëîã РОСПЕЧАТЬ)
Адрес ðåäàêöèè: 119002, Ìîñêâà, óë. Àðáàò, 20. Телефон (495) 291-71-10. Факс (495) 291-07-32.
Электронная версия æóðíàëà: www.moskvam.ru
E-mail: jurmos@rol.ru
Отпечатано с диапозитивов, изготовленных компьютерным центром журнала «Москва», в ОАО ордена
Трудового Красного Знамени «Чеховский полиграфический комбинат». 142300, г. Чехов Московской
îáëàñòè. Факс 8 (49672) 6-25-36, 8 (496) 270-73-59. Телефон (ìíîãîêàíàëüíûé) отдела продаж óñëóã:
8 (499) 270-73-59. Ñàéò: www.chpk.ru; e-mail: marketing@chpk.ru
ISSN 01312332
© Журнал «Ìîñêâà» ¹ 4, 2007
Стр.2
ЛЕОНИД БОРОДИН
К ВОПРОСУ
О СУВЕРЕННОСТИ
Где-то читал, что у какого-то северного народа
в словарном запасе присутствует десяток
слов, обозначающих состояние снега: снег с ветром,
мокрый снег, рыхлый снег, снег в ложбинах
и т.п. но при этом отсутствует само по
себе слово снег как абстрактное понятие. Автор
монографии намекал на то, что сие есть
свидетельство неразвитости абстрактного мышления как такового. Смею полагать,
что «безабстрактность» не самая главная проблема данного народа.
Но не о том, разумеется, речь.
Речь пойдет о слове демократия, каковое, если вслушиваться в его ныне
столь частое звучание, имеет как раз обратное свойство: сознательно или
бессознательно подаваться как некая абстракция, не нуждающаяся будто бы
по причине однозначности понимания всем человечеством хотя бы в аккуратной
и осторожной коррекции.
Демократия это звучит гордо. И по праву. Поскольку она есть самая
утонченная, порою почти гениальная имитация народовластия. Ни в коей
мере не отрицая элементов реального народовластия в том или ином государственном
сообществе, любое из таковых сообществ, будучи добросовестно
исследованным, непременно выявит тем не менее в своей структуре сложнейший
механизм политических манипуляций, посредством которых «сильные
мира сего», как и сотни лет назад, определяют, направляют и организуют
общественное бытие, конечно же, с учетом перспектив собственной безопасности.
Обеспечение удовлетворительного социального положения большинства,
как и перспективы безопасности «реально правящих» это, в сущности, и
есть демократия как таковая, из чего вовсе не следует, что «реально правящие»
непременно злобны, корыстны и коварны.
Сорганизованные в государство, народ, народы или сообщества перестают
быть просто механической суммой социальных единиц, но превращаются в
структуру, характеризуемую способом связи ее элементов.
Нет и не было в истории одинаковых государственных структур, поскольку
способ связи элементов всякий раз предопределялся совокупностью традиций,
сложившихся еще в догосударственный период. И как бы затем государственные
структуры ни унифицировались, груз традиций в большей или
меньшей степени продолжал оставаться «лицом» государства.
Чем совершеннее, чем блистательнее демократия, тем ужаснее, тем омерзительнее
ее происхождение.
Классические демократии Греции и Рима выстроились на рабстве и благодаря
рабству. Рабство было необходимым условием всех демократическоправовых
достижений греко-римской цивилизации.
Гильотинное бешенство родовых схваток французской демократии...
Происхождение демократических совершенств США и того отвратительней,
поскольку рабство торжествовало и уничтожение коренного населения
происходило в христианский период, когда заповеди Христа были на устах
каждого «цивилизованного» человека.
Не существовало в истории «безгрешных» государств, поскольку в принципе
не способен несовершенный (грешный) человек сотворять «безгреш
Стр.3