Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии УДК 620.179.112 И.О. КОБЗЕВ, Е.В. ПАХОЛКИН РАСЧЕТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД ОЦЕНКИ МАКСИМАЛЬНОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ В ШАРИКОПОДШИПНИКЕ. <...> МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МАКСИМАЛЬНОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ В статье представлена первая часть работы по созданию расчетноэкспериментального метода оценки температуры в зоне трения. <...> Параметрами модели являются характеристики фрикционного контакта и параметры режимов работы подшипника. <...> ВВЕДЕНИЕ Тепловое состояние фрикционного контакта часто является решающим фактором при оценке работоспособности трибообъекта. <...> Объяснением актуальности исследований в области термотрибологии является тот факт, что тепловые процессы в конечном итоге влияют на большинство характеристик трибосопряжений. <...> Увеличение температуры в контактных зонах приводит к изменению характеристик материалов деталей трибосопряжений, характеристик смазочных материалов, а также к снижению несущей способности смазочного слоя. <...> Помимо ухудшения условий фрикционного взаимодействия ускоряются процессы термодеструкции смазочных материалов, что особо критично для таких объектов, как узлы трения с ресурсным режимом смазывания [1]. <...> Изготовление ответственных узлов обычно связано с технологическим прогоном, который, как правило, совмещают с трибомониторингом состояния узла трения. <...> Диагностическая информация, полученная в процессе трибомониторинга и позволяющая оценить температуру в трибосопряжении, является базой для использования положений химии и химмотологии, решающих задачу оценки скорости термодеструкции смазочных материалов. <...> Необходимо отметить, что оценка температурного режима работы трибосопряжения в настоящее время представляет интерес уже не только с позиции цели диагностирования узлов трения (оценка работоспособности объекта). <...> Информация о температуре фрикционного контакта необходима в качестве априорной при реализации технологий <...>