УДК 624.03 Д.А. УСТИМЕНКО, А.В. КЛИМОВ ВОЗМОЖНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВИБРОУДАРНОГО РЕЖИМА ШАРИКОПОДШИПНИКА Рассмотрена модель подшипника качения как возможный источник возникновения виброударного режима работы. <...> Проведен анализ наименьшего периода вибраций внутри подшипникового кольца на основании модели плоских радиальных упругих колебаний. <...> The searching results of bearing model as potencial source of arising vibroimpact regime. <...> ВВЕДЕНИЕ В данной статье рассказывается о возможности виброударного режима внутри шарикоподшипника в процессе его эксплуатации как одной из причин развития дефектов и выхода подшипников качения из строя. <...> Как показано в [1] основной причиной является недостаточная толщина смазочной пленки, которая приводит к микроконтактированию внутренних поверхностей колец нагруженного подшипника с телами качения. <...> В работе [1] толщина смазочной пленки является основным диагностическим параметром, определяющим состояние подшипника в целом. <...> Однако объяснить причину выхода из строя некоторых подшипников ранее рассчитанной наработки только с точки зрения теории микроконтактирования не дает какие-либо удовлетворительные результаты. <...> Подшипники, имеющие отклонения размеров партии в одних пределах, при одной и той же смазке, имеют значительно различающиеся сроки службы. <...> ВИБРОУДАРНЫЙ РЕЖИМ Виброударным режимом работы любой системы называют колебательное движение, в процессе которого между еѐ отдельными звеньями происходят соударения. <...> Виброударный режим часто приходится рассматривать как неприятный, но неизбежный побочный эффект. <...> Соударения в кинематических парах приводят к увеличению динамических нагрузок на звенья, снижают долговечность и надежность механизма. <...> Эффект ударных взаимодействий виброударных систем оценивают коэффициентом восстановления скорости при ударе [2]. <...> Для двух соударяющихся тел коэффициент восстановления определяется следующим соотношением (1) R U U , 2 1 1 2 где 1 – начальная скорость <...>