Педагогические науки, № 6, 2015 Писаренко С.А., кандидат педагогических наук, доцент Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ И ЖИВОПИСИ В обучении рисунку и живописи традиционно придается большое значение использованию наглядных средств обучения. <...> Одним из видов наглядности, обладающих большими возможностями, является так называемое педагогическое рисование, предполагающее выполнение преподавателем различных изображений непосредственно в ходе учебного занятия. <...> Считается, что термин «педагогическое рисование» не вполне отражает характер изобразительной деятельности преподавателя в учебной аудитории, поскольку подобная деятельность не ограничивается лишь собственно рисованием, то есть работой в графических материалах. <...> Специфика педагогического рисования наиболее полно раскрыта в методической литературе применительно к обучению изобразительному искусству в средней школе [2], [3]. <...> Между тем изобразительная деятельность педагога на занятиях по рисунку и живописи в высших учебных заведениях имеет ряд особенностей, о которых пойдет речь в данной статье. <...> Основными видами педагогических рисунков как в средней, так и в высшей школе являются следующие: 1) фронтальные изображения, рассчитанные на одновременное восприятие большим количеством учащихся, 2) пояснительные графические или живописные изображения, выполняемые либо на полях учебной работы, либо на отдельном небольшом формате и адресованные конкретному ученику. <...> Как правило, педагогические рисунки создаются в быстром темпе, поскольку при длительном исполнении подобных изображений внимание учащегося отвлекается и теряется учебное время. <...> Необходимость ограничения времени, отводимого на педагогические рисунки, обуславливает такие их качества, как лаконичность и скупость выразительных средств. <...> В процессе педагогического рисования <...>