Педагогические науки, № 5, 2015 Лубянов В.И., доцент, зав. кафедрой Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ НАТЮРМОРТОВ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЖИВОПИСНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ Изображению натюрморта традиционно уделяется большое внимание при подготовке студентов, обучающихся основам живописной грамоты в высших учебных заведениях. <...> Натюрморт обладает рядом ценных особенностей, позволяющих эффективно решать различные учебные задачи. <...> К числу таких особенностей относятся широкие возможности выбора натурного материала в соответствии с целями занятия, неподвижность изображаемых объектов и относительное постоянство условий освещения, которое может быть специальным образом организовано. <...> Все это обуславливает важнейшее методическое значение работы над натюрмортом на начальных этапах обучения живописи. <...> Организация натурной постановки в немалой степени определяет успех работы над этюдом. <...> В этой связи можно вспомнить слова И.И. Машкова, отмечавшего, что удачно поставить натюрморт означает практически то же самое, что хорошо написать его. <...> Можно оговориться, что данное высказывание имеет отношение к творческой практике живописцев, обладающих профессиональным опытом, между тем как задачи учебного этюда и работы, выполняемой художником-профессионалом, значительно отличаются. <...> Тем не менее, не вызывает сомнения необходимость внимательного и ответственного отношения к постановке учебного натюрморта. <...> Например, если на данном этапе обучения нужно обратить внимание студентов на особенности распределения светотеневых оттенков на предметной форме, то в постановку целесообразно ввести предметы со светлыми и слегка шероховатыми поверхностями (это могут быть, допустим, гипсовые кувшины или слепки), поскольку на них наиболее хорошо просматриваются градации светотени. <...> Если же упражнение специально посвящено рассмотрению принципов передачи <...>