Вопросы гуманитарных наук, № 3, 2014 Коррекционная педагогика Вавинова Е.В., кандидат педагогических наук, учитель-логопед Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения «На Королева», г. Москва МЕХАНИЗМЫ УСТРОЙСТВА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕЧЕ-ЯЗЫКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ Вопрос устройства и функционирования рече-языковой деятельности достаточно сложный, его изучению уделяли внимание Б.Г. Ананьев, А.А.Залевская, Н. <...> Слово «механизм» широко употребляется в философских, психологических, психолингвистических, лингвистических публикациях последних лет, однако на настоящий момент не существует однозначного определения, иногда даже в одной и той же работе этот термин использовался в разных смыслах. <...> Б.Ф. Ломов подчеркивает: «В одних измерениях и при одних определенных обстоятельствах биологическое выступает по отношению к психическому как его механизм (физиологическое обеспечение психических процессов), в других – как предпосылка, в третьих – как содержание психического отражения (например, ощущения состояний организма), в четвертых – как фактор, влияющий на психические явления, в пятых – как причина отдельных актов поведения, в шестых – как условие возникновения психических явлений и т.д. <...> ». В работе Б.Г. Ананьева выделены следующие три группы механизмов, развитие и взаимодействие которых лежит в основе любого психического процесса: функциональные механизмы, связанные с определенными структурами, детерминированные онтогенетической эволюцией и природной организацией человека как представителя вида: операциональные механизмы, участвующие в развитии психических процессов и складывающиеся в деятельности самого индивида; мотивационные механизмы, выполняющие регулирующую роль по отношению к обоим названным выше механизмам (и функциональным, и операциональным). <...> При изучении закономерностей и механизмов зрительного опознания М.С.Шехтер утверждает, что вопрос о психологических <...>