Мир транспорта и технологических машин 2014 УДК 629.3 А. Н. НОВИКОВ, В. И. ЧЕРНЫШЕВ, А. А. КАТУНИН, М. Д. ТЕБЕКИН МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ШАРОВОГО ШАРНИРА В УСЛОВИЯХ СТЕНДОВЫХ ИСПЫТАНИЙ Произведен анализ конструкции и принципа работы стенда для испытания и диагностирования шаровых шарниров. <...> Разработана и обоснована математическая модель подвески автомобиля. <...> Выполнена реализация математической модели в программной среде Mathcad. <...> Основным фактором, определяющим техническое состояние шаровых шарниров легковых автомобилей, является осевой зазор h (рис. <...> В зависимости от типа конструкции и габаритных размеров, при достижении критического значения величины осевого зазора изделие признается непригодным для дальнейшей эксплуатации [7]. <...> Наиболее перспективными, с точки зрения точности и скорости выявления неисправностей шарового шарнира как в условиях эксплуатации, так и при проведении стендовых испытаний, являются диагностические методы, основанные на применении емкостных вибрационных датчиков, устанавливаемых на поворотном кулаке и корпусе шаровой опоры. <...> Рисунок 1 – Общий вид шарового шарнира в разрезе: 1 - сферическая головка шарового пальца, 2 - полимерный вкладыш, 3 – корпус шарового шарнира, 4 – защитный чехол, 5 – шаровой палец, h – зазор между вкладышем и головкой шарового пальца Колебания среднечастотного диапазона обычно обусловлены наличием нелинейных элементов в системе, нарушением геометрии кинематических пар, а также наличием случайного возбуждения, являющегося результатом воздействия технологических, кинематических, регулировочных и других случайных факторов. <...> Анализ динамики в этом диапазоне обычно проводится путём разбиения системы на ряд подсистем со связями, характеризуемыми параметрами типа динамической жесткости, импеданса, податливости [1]. <...> В нашем случае диагностическим признаком является перемещение пальца относительно корпуса шарнира <...>