«Исследование процесса сварки рельсов акустико-эмиссионным методом» УДК 620.179.17.008.6:621.791.05 Л.Н. Степанова, С.И. Кабанов, К.В. Канифадин, Е.Ю. Лебедев, А.В. Бугров (Новосибирский государственный университет путей сообщения) E-mail: stepanova@stu.ru ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА СВАРКИ РЕЛЬСОВ АКУСТИКО-ЭМИССИОННЫМ МЕТОДОМ При отработке методики АЭ-контроля сварки рельсовых стыков впервые получена устойчивая линейная локация сигналов АЭ в зоне имитации дефекта. <...> Сложность решения задачи локации сигналов АЭ состоит в том, что процесс сварки рельсов сопровождается высоким уровнем шумов и помех. <...> Для имитации дефектов сварки в головке и подошве рубки рельсов длиной 615 мм просверливали отверстия глубиной 40 мм, которые заполняли асбестом. <...> В качестве критерия браковки использовали медиану энергии сигналов АЭ. <...> Известно, что бесстыковой путь обладает значительными преимуществами перед звеньевым, так как сокращается расход металла до 9 т на 1 км пути, снижается основное сопротивление движению поезда на 12… <...> Указанные преимущества бесстыкового пути обеспечили этой конструкции широкое применение в большинстве стран мира. <...> Однако следует отметить, что при укладке бесстыкового пути предъявляются повышенные требования к контролю качества сварных стыков. <...> В новых рельсах, поступающих на рельсосварочное предприятие (РСП) для последующей сварки, возможны дефекты металлургического происхождения. <...> Дефекты типа усталостных трещин и коррозионных повреждений подошвы рельса возникают в старогодних рельсах. <...> Для контроля сварных стыков в процессе сварки рельсов используют методы неразрушающего контроля (НК). <...> Наиболее широкое применение получил ультразвуковой (УЗ) метод, позволяющий эффективно выявлять дефекты в сварных стыках. <...> Однако при его использовании значительную роль в оценке результатов контроля оказывает человеческий фактор. <...> В настоящее время метод акустической эмиссии (АЭ) при сварке рельсов практически не используется <...>