Федеральное государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Рязанский государственный агротехнологический
университет им. П.А. Костычева
Экономический факультет
Кафедра организации сельскохозяйственного производства
и маркетинга
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к написанию экономического раздела
при выполнении выпускных квалификационных работ
по специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров»
часть I
Рязань 2009 год
Стр.1
Пашканг Н. Н.
Методические указания к написанию экономического раздела при выполнении
выпускных квалификационных работ для студентов технологического
факультета специальности 080401 – «Товароведение и экспертиза товаров». Рязань,
2009
Данные указания содержат необходимые пояснения, формулы, примеры
расчетов и список рекомендуемой литературы, необходимые студентам в ходе
подготовки экономического раздела выпускной квалификационной работы.
Работа подготовлена на кафедре «Организация сельскохозяйственного
производства и маркетинга»
Составитель: Пашканг Н. Н.
Рецензент: Морозов С.А., к.т.н., доц. кафедры «Товароведение
и экспертиза товаров»
Красников А.Г. к.э.н., доцент кафедры «Организация
сельскохозяйственного производства и маркетинга»
Утверждено на заседании методической комиссии технологического факультета
«______________________2009»
Председатель методической комиссии
Бондаренко Е.Н.
2
Стр.2
В экономическом разделе дипломной работы освещаются экономикоорганизационные
вопросы торговли, которые должны быть закономерно связаны
с вопросами, рассматриваемыми в предыдущих разделах. Здесь могут быть
рассмотрены следующие вопросы:
- организация оптовой и розничной торговли;
- разработка прогрессивных способов торговли;
- анализ товарооборота промышленных и торговых предприятий;
- изучение спроса;
- совершенствование организации товароснабжения;
- анализ и выбор наиболее эффективных товарных связей;
- развитие и совершенствование рекламы и т.п.
Конкретный объем исследования, его цель и задачи согласовываются с
научным руководителем и консультантом по экономическому разделу.
При написании экономического раздела могут быть использованы как
результаты собственных исследований, так и статистические литературные
данные, бухгалтерские и другие отчеты торговых предприятий, в первую очередь
тех, где осуществлялось проведение преддипломной и других видов практики
студентом. Написание этого раздела требует применение комплекса знаний,
полученных при изучении курсов маркетинга, менеджмента, логистики,
организации и экономики торговли, бухгалтерского учета и др.
Общий объем раздела должен составлять 10-15% от всего объема дипломной
работы.
При формировании экономического раздела следует кратко описать
объект исследования, дать его экономическую характеристику и провести экономический
анализ его деятельности, а также исследовать поставленную проблему.
Результаты
анализа по организации и технологии торговых процессов,
коммерческой и рекламной деятельности должны содержать исследования
комплекса разнообразных вопросов торгово-оперативной работы конкретных
предприятий. Здесь дается организационно-экономическая характеристика
предприятия, включающая описание района деятельности, в т.ч. географическая
и демографическая характеристики, а также анализ основных показателей
в динамике.
В зависимости от темы работы могут быть проанализированы: процессы
оптовых закупок, договорная деятельность, оптовые продажи, хозяйственные
связи, торгово-технологические процессы на складах и в рознице, товароснабжение
розничной торговой сети, тарные операции, средства рекламы, их эффективность
и др.
В тех дипломных работах, в которых рассматривается ассортимент товаров,
необходимо проанализировать его структуру на основе заявок, заказов,
поступлений, прочих закупок, объема реализации и остатка товаров. Анализ
необходимо выполнять по данным торгового или промышленного предприятия
о поступлении, реализации и остатках товаров за несколько лет. С учетом сроков
хранения, насыщенности рынка товарами и после проведения исследования
3
Стр.3