Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии УДК 621.822 А.Ю. КОЛЬЦОВ, А.В. ПРОСЕКОВА МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОЧИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ РОТОРНО– ОПОРНЫХ УЗЛОВ С УЧЕТОМ МАКРО– И МИКРОНЕРОВНОСТЕЙ Рассмотрены вопросы определения функций радиального зазора между ротором и опорой скольжения при наличии отклонений геометрии рабочих поверхностей от идеальных на макро– и микроуровне. <...> Для моделирования реальной топологии рабочих поверхностей подшипниковых узлов необходимо учитывать, что реальная поверхность в общем случае представляет собой наложенные макро– и микроотклонения. <...> Причем стоит отметить, что на одной из опорных поверхностях может происходить наложение нескольких видов макроотклонений. <...> Как было показано в [4], при обработке цилиндрических поверхностей возникают следующие макроотклонения: конусность; корсетность; бочкообразность; эллипсность; волнистость в продольном и поперечном направлении. <...> Для перебора всех возможных вариантов поверхности составим таблицу 1. <...> Например, при моделировании наложения корсетности и бочкоообразности получим либо гладкую поверхность, либо поверхность с продольной волнистостью. <...> Часто в научных работах по исследованию подшипников скольжения и влияния отклонений формы на характеристики узла принято считать, что опорная поверхность вала и втулка подшипника скольжения имеют одинаковые отклонения формы или принимаются идеально гладкими. <...> Однако, в условиях реального производства вал и втулка обрабатываются на разных станках, разным инструментом и проходят отличные друг от друга технологические операции. <...> Поэтому однозначно говорить о том, что вал будет иметь тот же набор отклонений форм, что и втулка, нельзя. <...> В работе [1] предложено учитывать влияние отклонений формы рабочих поверхностей от идеальной путем представления функции зазора в виде суперпозиции функций, соответствующих определенным уровням моделирования: ( , ) h z hид( , )z hперекос( , )z <...>