АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ Работоспособность автомобильных дорог в холодный период года Смирнов А.В., д-р техн. наук, проф., Андреева Е.В., канд. техн. наук, зав. кафедрой, Вяткин Д.С., асп., кафедра «Строительство и эксплуатация дорог», ФГБОУ ВПО «СибАДИ», г. Омск Аннотация Рассмотрен вопрос промерзания связных грунтов под дорожной одеждой в холодный период года. <...> Установлены размеры слоев из мерзлых грунтов, увеличивающих несущую способность дорожных одежд. <...> Сделаны выводы о возможности пропуска по дорогам транспортных средств с массами больше расчетных. <...> Ключевые слова Допустимые массы транспортных средств, мерзлые грунты, работоспособность, холодный период. <...> Работоспособность автомобильных дорог – это способность проезжей части без разрушений пропускать транспортные средства. <...> Она переменна в течение года, как и способность дорог пропускать транспортные средства различных масс, и измеряется в тоннах в единицу времени (год, месяц и т.д.) <...> Наибольшее снижение работоспособности дорог в РФ наблюдается в весенний период при оттаивании дорожных одежд и снижении их несущей способности. <...> Наибольшее увеличение работоспособности относится к месяцам холодного (зимнего) периода года из-за повышения несущей способности дорожных одежд за счет образования при промерзании под ними слоев из мерзлых грунтов, обладающих большей прочностью, чем талые. <...> Толщина мерзлых слоев грунта под дорожной одеждой хорошо коррелируется с суммой отрицательных градусо-суток (сумма произведений количества суток на значения отрицательных температур), накапливаемых за холодный период года. <...> Изменение прогибов поверхности дорожных одежд (цифры на кривых – номера конструкций) ных градусо-суток за холодный период составляет 9800, для Тюмени, Омска – 3100, Москвы, Архангельска – 1900, Владивостока, Краснодара – 1000 градусо-суток. <...> Существенную роль в изменениях несущей способности дорожных одежд играют толщина и прочность мерзлых связных <...>