Экономические и гуманитарные науки УДК 37.015.3 А.А. БЕЛИЦКАЯ ДИНАМИКА АНТИЦИПАЦИИ СТУДЕНТОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Обобщены и представлены результаты лонгитюдного исследования динамики антиципации на различных этапах профессионального становления студентов технических и гуманитарных специальностей. <...> Также определены периоды профессионального становления, в которых отмечены динамические спады. <...> Данное исследование реализуется для проверки гипотезы о том, что каждая из функций антиципации имеет как динамические подъемы, так и динамические спады на разных этапах профессионального становления у студентов гуманитарного и технического профилей, что имеет огромное практическое значение. <...> Прежде чем приступить к процедуре исследования обозначенной проблемы, кратко остановимся на описании содержания самого понятия «антиципация». <...> Термин «антиципация» (от латинского слова «anticipatio» – предугадывание событий, предвосхищение) был предложен Вильгельмом Вундтом в 1880 году – на заре создания психологии как самостоятельной эмпирической науки. <...> В нашем исследовании за основу изучения антиципации мы берем теоретикометодологическую позицию Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова, которые в своем фундаментальном труде «Антиципация в структуре деятельности» отмечают: «Функции психики (когнитивная, регулятивная, коммуникативная) проявляются в феноменах антиципации в неразрывном единстве, что позволяет рассматривать их как системные процессы, то есть специфические интегральные характеристики психической деятельности» [2]. <...> Из этого утверждения, на наш взгляд, следует вывод, что исследование самого процесса антиципации правомерно осуществлять посредством диагностики уровней развития его функций: когнитивной, которая касается познания будущего в самых различных его проявлениях; регулятивной, которая обеспечивает готовность к встрече с событиями, упреждение их в поведении и планировании действий <...>