Ключевые слова: знания, явные и неявные знания, управление знаниями, процесс и система управления знаниями, организация управления знаниями в компании IBM. <...> Преамбулой основного текста предлагается сде лать краткий экскурс в историю вопроса, так как сложно бывает по ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МЕНЕДЖМЕНТА 33 А. И. Наумов, В. Н. Взоров нять настоящее без прошлого, а главное, определить то новое, что тре бует дальнейшего изучения. <...> Он считал, что «знание—статистиче 34 ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНТА СЕРИЯ 24 МЕНЕДЖМЕНТ. <...> № 2 Концепция управления знаниями и практика компании IBM ское понятие; оно может быть сохранено в книгах или в головах лю дей. <...> (1776) первым указал, что машины имеют ценность не только как средства производства, но и как знания их создателей и разработчиков, которые были в них заложены (11). <...> В это время активно разрабатываются информационные ос ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МЕНЕДЖМЕНТА 35 А. И. Наумов, В. Н. Взоров новы управления знаниями (Белл Д. <...> Если в основе шведского и американского подходов лежат идеи и их формализация, а также рационализм в работе со знаниями, то японский подход, по мнению И. Нонака <...> Чтобы его создать, надо выявить глубинные ощущения и интуитивные догад ки отдельных сотрудников, сделать их доступными для всей компа нии. <...> В этом смысле компания—создатель знания держится не только на идеях, но и в равной степени на идеалах» (27). <...> В конце 1990х и начале 2000х гг. в Гарвардской школе бизнеса и других ведущих американских вузах создается база специальности по управ лению знаниями, а в школе бизнеса Хаас университета штата Кали форния учреждается первая кафедра по знанию, и первым ее про фессором становится И. Нонака <...> В парламенте Швейцарии запускают 36 ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНТА СЕРИЯ 24 МЕНЕДЖМЕНТ. <...> № 2 Концепция управления знаниями и практика компании IBM проект по созданию системы управления знаниями в государственных учреждениях. <...> Компания ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МЕНЕДЖМЕНТА 37 А. И. Наумов, В. Н. Взоров <...>