Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

О методологических основах филологического анализа текста: принцип дополнительности (80,00 руб.)

0   0
Первый авторБобылев Борис Геннадьевич
ИздательствоОрелГТУ
Страниц7
ID48068
АннотацияО принципе дополнительности в филологическом анализе текста
Бобылев, Б.Г. О методологических основах филологического анализа текста: принцип дополнительности / Б.Г. Бобылев .— Лексика и лексикография. Вып. 14 .— Орел : ОрелГТУ, 2003 .— 7 с. — С. 3-9. — URL: https://rucont.ru/efd/48068 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Б.Г.Бобылев Орёл ГТУ О методологических основах филологического анализа текста: принцип дополнительности Филологический анализ художественного текста, направленный на по стижение его целостного образного смысла, кач ;ственно отличается от подхода, при котором литературное произведение рассматривается как внешняя, особым образом кодированная информация, а стилистическое мастерство писателя, ис кусство слова - как средство обеспечения помехоустойчивости при передаче информации Одной из главных методологических предпосылок, принципов фи лологического анализа текста выступает принцип дополнительности, предпола гающий отказ от абсолютизации противопоставления субъекта и объекта как в системе "автор-читатель", так и в имманентно рассматриваемой образноречевой системе художественного текста, Заслуга введения принципа дополнительности в современную научную парадигму принадлежит основоположнику квантовой механики Нильсу Бору. <...> Бор при ходит к очень важному в методологическом отношении выводу о принципи альном единстве субъекта и объекта, относительности и подвижности линии их разграничения: "Свобода выбора линии субъект-объект и освобождает ме сто для многообразных сознательных явлений и богатства человеческой жизни (Бор, 1971, с. <...> Наиболее яркое проявление гиперсемантизации мы находим в художественном тексте, когда одновременно актуализируются не сколько значений слова, относящихся к. разным "плоскостям" деятельности (Бор, 1971, с. <...> Бора, выступает риманова поверкность поля функций, Близкие по характеру идеи мы находим в работах русского ученого-энциклопедиста-физика; математика, ис кусствоведа и теолога П.А.Флоренского. <...> Мышление есть непрестанный синтез познаваемого с познающим и, еле- ч довательно, глубоко и насквозь пронизано энергиями познающей личности. <...> т.е. методологическая среда, которая сливает с объектом свои личные <...>
О_методологических_основах_филологического_анализа_текста_принцип_дополнительности.pdf
3 Б.Г.Бобылев Орёл ГТУ О методологических основах филологического анализа текста: принцип дополнительности Филологический анализ художественного текста, направленный на постижение его целостного образного смысла, кач ;ственно отличается от подхода, при котором литературное произведение рассматривается как внешняя, особым образом кодированная информация, а стилистическое мастерство писателя, искусство слова - как средство обеспечения помехоустойчивости при передаче информации Одной из главных методологических предпосылок, принципов филологического анализа текста выступает принцип дополнительности, предполагающий отказ от абсолютизации противопоставления субъекта и объекта как в системе "автор-читатель", так и в имманентно рассматриваемой образноречевой системе художественного текста, Заслуга введения принципа дополнительности в современную научную парадигму принадлежит основоположнику квантовой механики Нильсу Бору. Суть принципа дополнительности передается ученым, следующим образом: "Все обусловленные квантом взаимодействия между приборами и атомными объектами неотделимы от явления" (Бор, 1971; с.510). Отталкиваясь от сформулированных им условий истинности физического эксперимента, Н.Бор приходит к очень важному в методологическом отношении выводу о принципиальном единстве субъекта и объекта, относительности и подвижности линии их разграничения: "Свобода выбора линии субъект-объект и освобождает место для многообразных сознательных явлений и богатства человеческой жизни (Бор, 1971, с. 525). В качестве одной из иллюстраций принципа дополнительности Н.Бор, в частности, рассматривает явление, обозначаемое в современной лингвистике как "гиперсемантизация". Наиболее яркое проявление гиперсемантизации мы находим в художественном тексте, когда одновременно актуализируются несколько значений слова, относящихся к. разным "плоскостям" деятельности (Бор, 1971, с. 212). Моделью значения слова в этом случае, по мнению Н.Бора, выступает риманова поверкность поля функций, Близкие по характеру идеи мы находим в работах русского ученого-энциклопедиста-физика; математика, искусствоведа и теолога П.А.Флоренского. Идея принципа дополнительности; в частности, имплицитно содержится в понятии "методологического я", предложенном и обоснованном П.А.Флоренским: "Несомненно, что конкретная мысль есть личная мысль, мысль не "вообще" вне субъекта своего притязавшая существовать, но мысль, характерно соотносящая данный объект с данным же субъектом. Мышление есть непрестанный синтез познаваемого с познающим и, еле
Стр.1