Б.Г.Бобылев
Орёл ГТУ
О методологических основах филологического анализа
текста: принцип дополнительности
Филологический анализ художественного текста, направленный на по
стижение его целостного образного смысла, кач ;ственно отличается от подхода,
при котором литературное произведение рассматривается как внешняя, особым
образом кодированная информация, а стилистическое мастерство писателя, ис
кусство слова - как средство обеспечения помехоустойчивости при передаче
информации Одной из главных методологических предпосылок, принципов фи
лологического анализа текста выступает принцип дополнительности, предпола
гающий отказ от абсолютизации противопоставления субъекта и объекта как в
системе "автор-читатель", так и в имманентно рассматриваемой образноречевой системе художественного текста,
Заслуга введения принципа дополнительности в современную научную
парадигму принадлежит основоположнику квантовой механики Нильсу Бору. <...> Бор при
ходит к очень важному в методологическом отношении выводу о принципи
альном единстве субъекта и объекта, относительности и подвижности линии
их разграничения: "Свобода выбора линии субъект-объект и освобождает ме
сто для многообразных сознательных явлений и богатства человеческой жизни
(Бор, 1971, с. <...> Наиболее яркое проявление гиперсемантизации мы
находим в художественном тексте, когда одновременно актуализируются не
сколько значений слова, относящихся к. разным "плоскостям" деятельности
(Бор, 1971, с. <...> Бора,
выступает риманова поверкность поля функций, Близкие по характеру идеи мы
находим в работах русского ученого-энциклопедиста-физика; математика, ис
кусствоведа и теолога П.А.Флоренского. <...> Мышление есть непрестанный синтез познаваемого с познающим и, еле-
ч
довательно, глубоко и насквозь пронизано энергиями познающей личности. <...> т.е. методологическая среда, которая сливает с объектом свои личные <...>
О_методологических_основах_филологического_анализа_текста_принцип_дополнительности.pdf
3
Б.Г.Бобылев
Орёл ГТУ
О методологических основах филологического анализа
текста: принцип дополнительности
Филологический анализ художественного текста, направленный на постижение
его целостного образного смысла, кач ;ственно отличается от подхода,
при котором литературное произведение рассматривается как внешняя, особым
образом кодированная информация, а стилистическое мастерство писателя, искусство
слова - как средство обеспечения помехоустойчивости при передаче
информации Одной из главных методологических предпосылок, принципов филологического
анализа текста выступает принцип дополнительности, предполагающий
отказ от абсолютизации противопоставления субъекта и объекта как в
системе "автор-читатель", так и в имманентно рассматриваемой образноречевой
системе художественного текста,
Заслуга введения принципа дополнительности в современную научную
парадигму принадлежит основоположнику квантовой механики Нильсу Бору.
Суть принципа дополнительности передается ученым, следующим образом:
"Все обусловленные квантом взаимодействия между приборами и атомными
объектами неотделимы от явления" (Бор, 1971; с.510). Отталкиваясь от сформулированных
им условий истинности физического эксперимента, Н.Бор приходит
к очень важному в методологическом отношении выводу о принципиальном
единстве субъекта и объекта, относительности и подвижности линии
их разграничения: "Свобода выбора линии субъект-объект и освобождает место
для многообразных сознательных явлений и богатства человеческой жизни
(Бор, 1971, с. 525).
В качестве одной из иллюстраций принципа дополнительности Н.Бор, в
частности, рассматривает явление, обозначаемое в современной лингвистике
как "гиперсемантизация". Наиболее яркое проявление гиперсемантизации мы
находим в художественном тексте, когда одновременно актуализируются несколько
значений слова, относящихся к. разным "плоскостям" деятельности
(Бор, 1971, с. 212). Моделью значения слова в этом случае, по мнению Н.Бора,
выступает риманова поверкность поля функций, Близкие по характеру идеи мы
находим в работах русского ученого-энциклопедиста-физика; математика, искусствоведа
и теолога П.А.Флоренского. Идея принципа дополнительности; в
частности, имплицитно содержится в понятии "методологического я", предложенном
и обоснованном П.А.Флоренским: "Несомненно, что конкретная мысль
есть личная мысль, мысль не "вообще" вне субъекта своего притязавшая существовать,
но мысль, характерно соотносящая данный объект с данным же субъектом.
Мышление есть непрестанный синтез познаваемого с познающим и, еле
Стр.1