ВООБРАЖЕНИЕ ПРОСТРАНСТВ В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ: ЛОКАЛИЗАЦИИ VS ПРОТЯЖЕННОСТИ Истоки научной проблемы В связи с тем, что понятие пространства редко привлекает к себе центральный интерес как в естественных, так в гуманитарных науках, оно является в некотором смысле неустойчивым, статус его постоянно перемещается от онтологического (что существует?) к эпистемологическому (как можно вообразить пространство?) и обратно, что, собственно, и отражает деление знания на естественно-научное и гуманитарное. <...> Понятие пространства пережило «раскол» досократовской философии на рациональное познание – науку – и чувственное познание: религию и искусство [Рассел, 2001], – оставшись и там, и там ключом к тайнам человеческого бытия, ключом, которым мы никак не научимся пользоваться. <...> Впервые более или менее четко понятие пространства вводится атомистами, которые, продолжая далеко не новый спор, пытались разрешить проблему существования или не существования пустоты. <...> Чтобы перемещаться, вещи и тела должны из одного места попасть в другое, т.е. новое место вещи или тела до этого движения должно было быть пустым. <...> Таким образом, есть вместилище мест – пространство, – внутри которого материя может находиться, а может и не находиться. <...> Платон, как нам кажется, когда говорил, что пространство – это то, где все происходит [Рассел, 2001], не подразумевал под пространством Воображение пространств в социальных науках: Локализации vs протяженности (тем более что это слово не является единственно возможным переводом греческого слова «хора» [Рассел, 2001]) никакого материального объекта или вообще объекта, а только нашу склонность постоянно задаться вопросом «где?», когда мы хотим ответить на вопросы «что?» и «как?» <...> До появления первых попыток философского осмысления пространства оно воображалось людьми как совокупность ориентиров и одновременно как противопоставление Близкого и Далекого [Schroer, 2006, S. <...> Эти два слова, эмпирически <...>