Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.
Труды по Россиеведению  / №1 2013

СОЗДАНИЕ ОБРАЗА ИМПЕРСКОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ XVIII В. (ТИПИЧЕСКОЕ И АРХЕТИПИЧЕСКОЕ) (260,00 руб.)

0   0
Первый авторГордон
Страниц22
ID476410
АннотацияДлительное время «нововременные» процессы и само явление модерности – Modernity рассматривались в науке в русле «Entzauberung» Макса Вебера. В веберовской парадигме «расколдовывания мира» акцентировались различные стороны секуляризации, рациональное начало в политике и культуре, автономизация политической сферы, освобождение ее от религиозности. Важнейшей частью цивилизационного процесса Нового времени считалось изживание в общественной жизни иррационального, мистического, ритуального.
Гордон, А.В. СОЗДАНИЕ ОБРАЗА ИМПЕРСКОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ XVIII В. (ТИПИЧЕСКОЕ И АРХЕТИПИЧЕСКОЕ) / А.В. Гордон // Труды по Россиеведению .— 2013 .— №1 .— С. 275-296 .— URL: https://rucont.ru/efd/476410 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

историческая памятьСоздание образа имперской власти в России XVIII в. <...> А.В.ГОРДОН СОЗДАНИЕ ОБРАЗА ИМПЕРСКОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ XVIII в. <...> В веберовской парадигме «расколдовывания мира» акцентировались различные стороны секуляризации, рациональное начало в политике и культуре, автономизация политической сферы, освобождение ее от религиозности. <...> «Обволакивание» современных институтов наследием традиционных отношений, возрождение религиозных культов и настойчивые попытки их приверженцев добиться для них государственного статуса, фундаментализм, наконец, побуждают исследователей обратить внимание на прежде периферийные темы и сюжеты истории Нового времени. <...> Эти особенности, парадоксально соединившие секуляризацию культуры с сакрализацией государственной власти, сформировались в эпоху Просвещения. <...> Император как Творец: архетип «власти преобразовывать» Размышления о своей роли в судьбах России, похоже, были отнюдь не чужды основателю империи; ему оказалась близка классическая история Пигмалиона и Галатеи. <...> Многочисленные вариации образа воспроизводят общую идею: Петр I «всю Россию, каковая уже есть, зделал и создал» (там же). <...> «Сей камень, – полагал выдающийся русский просветитель, – служит разительным образом того 276 историческая память – Создание образа имперской власти в России XVIII в. состояния России, в котором была она до времен своего преобразователя» (18, с. <...> Петровские нововведения выглядят прежде всего как новый государственный ритуал. <...> 18)) реформы – от нового летоисчисления до сооружения столицы, от гражданского шрифта до «Табели о рангах», от чужеземных форм общения до чужеземной одежды – имели не только функциональное, но и глубокое символическое значение. <...> Но архетип преобразующей власти сохранился в эстетике железной воли и мощного движения. <...> 277 А.В. Гордон – История и «Записках»), поздний Карамзин (автор «Записки о древней и новой России») доказывали, что императору не стоило вторгаться <...>