Перцептивные феномены как объект исследования в современных гуманитарных науках 27 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЦЕПЦИИ В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ УДК 009 А.В. Нагорная ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ФЕНОМЕНЫ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ Данная статья содержит обзор современных гуманитарных исследований перцептивных процессов. <...> Описываются факторы, способствовавшие формированию проблемного поля «перцепция», рассматриваются основные направления исследований, определяется роль лингвистики как средства интеграции гуманитарного знания. <...> The paper contains a review of contemporary research into perceptual processes carried out in the Humanities. <...> The paper identifies the factors that have contributed to a rapidly growing interest in perception as a research issue, considers current trends and defines the role of Linguistics as a means of integrating humanitarian knowledge. <...> Способность испытывать ощущения издавна признается одной из сущностных характеристик человека и необходимым условием для его выживания в мире и приобретения знаний о нем. <...> И.Г. Гердер назвал человека «всеобщим сенсориумом», эксплицитно сформулировав представление, которое в той или иной форме присутствовало во множестве философских течений и школ. <...> Будучи объектом пристального научного внимания на протяжении столетий, сфера человеческих ощущений остается, однако, 28 А.В. Нагорная столь же малоизученной и противоречиво трактуемой, как и 2,5 тыс. лет назад, когда Аристотель полагал, что источником всех ощущений является сердце. <...> О недостаточной изученности сферы ощущений говорит хотя бы тот факт, что ученые до сих пор не могут достичь консенсуса в решении столь базового, основополагающего вопроса, как количество ощущений и их классификация. <...> Традиционно считается, что человеческий сенсориум имеет пятичастную структуру и включает в себя зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. <...> Эта классификация была предложена еще Аристотелем и прочно закрепилась в сознании любого представителя так называемой западной культуры. <...> Именно этот классификационный эстетизм вдохновил десятки <...>