Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610832)
Контекстум
Человек: образ и сущность  / №1 2010

КОГНИТОЛОГИЯ И КОГНИТИВИЗМ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторСкворцов
Страниц54
ID475763
АннотацияПроблема отношения когнитологии и когнитивизма возникает на волне прогресса научного знания в области информации, оказавшего влияние на ситуацию всех, не только естественных, технических, но и гуманитарных наук. Естественно, это влияние оказалось различным и имеет различные теоретические и практические последствия
Скворцов, Л.В. КОГНИТОЛОГИЯ И КОГНИТИВИЗМ / Л.В. Скворцов // Человек: образ и сущность .— 2010 .— №1 .— С. 34-87 .— URL: https://rucont.ru/efd/475763 (дата обращения: 28.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СКВОРЦОВ КОГНИТОЛОГИЯ И КОГНИТИВИЗМ Как можно требовать от мысли, чтоб она работала правильно, когда кругом царит кромешная мгла? <...> Проблема отношения когнитологии и когнитивизма возникает на волне прогресса научного знания в области информации, оказавшего влияние на ситуацию всех, не только естественных, технических, но и гуманитарных наук. <...> Ее постулат основан на признании относительной автономии сферы разума, формирующего исходные предпосылки образов, оказывающих драматическое влияние на жизнь человека. <...> Здесь мы имеем дело с «обратным» детерминизмом, отвечающим на вопрос, как идеи разума материализуются в действительной жизни. <...> Этот взгляд следует философской традиции признания автономии разума, представленной именами выдающихся философов, начиная с Сократа и Платона. <...> Эта позиция казалась весьма привлекательной, поскольку она, с одной стороны, была постбехивиористской, преодолевающей очевидную вульгаризацию человеческой природы, а с другой – соответствующей «моде», победному шествию информационного прогресса во всех сферах жизни. <...> Хотя компьютерная модель разума рассматривалась как соответствующая принципам научного мышления, однако она, как оказывалось, ставила под сомнение основания такой науки, как математика. <...> Как это возможно, если человек спит с закрытыми глазами и не видит внешним взором то, что он «видит» своим внутренним взором? <...> Но существуют ли реальные основания автономии разума? <...> Феноменология и эмпирическое основание автономии разума Автономия разума может быть признана возможной, если разум имеет автономное эмпирическое основание, не тождественное сумме влияний внешних эмпирически данных причин. <...> В центре внимания этих дискуссий закономерно оказываются такие понятия, как «непосредственный опыт» и «интенциональность», а также методологические представления – «эпохэ» и «феноменологическая редукция». <...> В феноменологии «вещь» не совпадает с реальным предметом <...>