Г. Цадасы, ДНЦ РАН) ИСЛАМ И ПОТРЕБЛЕНИЕ ХМЕЛЬНЫХ НАПИТКОВ В ДАГЕСТАНЕ: К ИСТОРИИ ВОПРОСА Введение О социальной роли хмельных, спиртных напитков в истории не так много публикаций. <...> Сегодня хорошо знакомы книги Вильяма Похлёбкина, открывшего для ученых-историков и рядовых читателей особый мир культуры российской истории, связанный с ролью хмельных напитков, на который до этого времени не 62 обращали внимания. <...> Имеющиеся в исторической литературе материалы про заготовку хмельных напитков (буза и др.) народами Дагестана случайны и очень фрагментарны и не связаны с их ролью в жизни дагестанского населения. <...> Пропаганда здорового и трезвого образа жизни, борьба против пьянства и алкоголизма с использованием исторических материалов и наблюдений имеют важное образовательное и воспитательное значение. <...> Потребление спиртсодержащих напитков (вино, водка, традиционные хмельные напитки и другие) населением исторически существует в трех формах: 1) выпивка как культурный символ досуга, праздника, значимого события, призванного развеселить отдыхающих и создать атмосферу праздничного застолья; 2) выпивка как пьянство, имеющая черты социального зла и ведущая к конфликтам и преступлениям; 3) выпивка как алкоголизм – трудноизлечимая медициной болезнь, наносящая, как и пьянство, огромный урон здоровью людей, семейным отношениям, обществу в целом. <...> Пьянство и алкоголизм являются результатами новой и новейшей эпох человечества, когда промышленное и полупромышленное производство крепких алкогольных напитков (водка и др.) привели к резкому росту их потребления. <...> Еще менее успешными были приемы объявления и введения в обществе «сухих законов». <...> Более того, в описаниях мусульманского рая, который, 63 согласно учению Мухаммада, будет наградой праведникам в их загробной жизни, вино присутствует как одна из своеобразных приманок. <...> Известный публицист Артем Космарский в своих статьях на тему «Как в исламском мире решали <...>