УДК 001(075.8)
ББК 72.3+87я73
В68
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Автор:
Володина Н. В., доктор философских наук, доктор юридических наук, профессор факультета
подготовки научных кадров Университета прокуратуры Российской Федерации. Автор более
100 научных работ по философским и юридическим вопросам. Член Совета для проведения
государственной религиоведческой экспертизы при Федеральной регистрационной службе
Минюста России.
Рецензенты:
Залужный А. Г., доктор юридических наук, кандидат философских наук, профессор института
права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной
службы при Президенте Российской Федерации;
Тонконогов А. В., доктор философских наук, профессор кафедры социально-гуманитарных,
экономических и естественно-научных дисциплин института права и национальной
безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при
Президенте Российской Федерации;
Жигоцкий П. Э., кандидат философских наук, доцент кафедры философии, социальногуманитарных
дисциплин и физического воспитания Университета прокуратуры Российской
Федерации.
В68
Володина Н. В.
История и философия науки : курс лекций и хрестоматийный материал :
в 2 ч. Часть первая: Основные этапы развития философии науки и их взаимосвязь.
— Москва : Проспект, 2022.
ISBN 978-5-392-37465-6 (часть первая)
Часть первая. — 256 с.
ISBN 978-5-392-37424-3
Курс лекций и хрестоматийный материал по истории и философии науки (части первая и
вторая) рассчитаны на аспирантов и соискателей юридического направления, готовившихся
к экзамену кандидатского минимума, а также тех, кто интересуется историко-философскими
вопросами науки.
Учебный материал включает философские вопросы науки как специфической системы
знания, необходимой для аспирантов и соискателей по юридическим специальностям. Рассмотрены
история и генезис науки, закономерности ее развития, методология научного познания,
роль науки в обществе и ряд других проблем с учетом юридического направления
обучающихся. Уделено внимание русской научно-философской мысли. Хрестоматийный
материал включает первоисточники известных авторов в соответствии с изучаемыми темами
для более глубокого понимания идей, учений и концепций разных эпох.
УДК 001(075.8)
ББК 72.3+87я73
Учебное издание
Володина нина ВитальеВна
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Курс лекций и хрестоматийный материал
Часть первая
Подписано в печать 30.11.2022. Формат 60×90 1
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-37465-6 (часть первая)
ISBN 978-5-392-37424-3
© Университет прокуратуры Российской
Федерации, 2022
© Оформление. ООО «Проспект», 2022
Печать цифровая. Печ. л. 16,0. Тираж 1000 (1-й завод 100) экз. Заказ №
ООО «Проспект»
/16
.
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора ..........................................................................................................................5
Тема 1. Значимость философии науки иактуальность
ее аксиологической ипрогностической функций
всовременном обществе ......................................................................9
1.1. Философия науки как историческое социокультурное
знание ............................................................................................................9
1.2. Аксиологическая функция философии науки
иважность духовно- нравственных ценностей
всовременном обществе .....................................................................17
1.3. Прогностическая функция философии науки как
необходимый фактор развития современного
общества .................................................................................................... 32
Основные понятия ............................................................................................. 36
Информация кразмышлению ифилософские задачи ........................37
Список использованной литературы по теме 1 ......................................37
Хрестоматийный материал ............................................................................. 39
Кпрактическому занятию по вопросу «Аксиологические
аспекты философии науки втруде А. Ф. Кони
«Нравственные начала вуголовном процессе» ........................ 39
Тема 2. Становление теоретической науки впериод
Античности иее влияние на развитие научных знаний
(Античная наука) .................................................................................... 65
2.2. Афинское право как предвестник юриспруденции—
науки оправе . Реформы Солона иКлисфена, законы
Драконта иреформы Перикла ......................................................... 88
2.1. Развитие философии как науки вдревнегреческом
обществе .................................................................................................... 66
2.3. Начало теоретической науки Древнего Рима. Расцвет
риторики всудебных процессах древнеримского
государства ............................................................................................... 92
Основные понятия ...........................................................................................100
Стр.254
Оглавление
255
Информация кразмышлению ифилософские задачи .....................101
Список использованной литературы по теме 2 ...................................102
Хрестоматийный материал ...........................................................................104
Кпрактическому занятию по вопросу
«Европейская традиция философского осмысления
права всочинении Платона “Законы”». .......................................104
Тема 3. Философия, наука ирелигия впериод
Средневековья (Средневековая наука) ......................................109
3.2. Патристика исхоластика: основные воззрения
западноевропейских мыслителей .................................................113
3.1. Особенности развития западноевропейской
средневековой мысли ........................................................................109
3.3. Арабская средневековая мысль иее представители ............129
Основные понятия ...........................................................................................137
Информация кразмышлению ифилософские задачи .....................137
Список использованной литературы по теме 3 ...................................138
Тема 4. Социально- философская мысль
иее гуманитарная направленность вэпоху
Возрождения. Философия инаука Нового времени ............140
4.1. Развитие идей гуманизма, социальной, философской
иправовой мысли вэпоху Возрождения ...................................140
4.2. Определение методологии научного познания
исмена приоритетов вфилософской иправовой
мысли вэпоху Нового времени .....................................................147
Основные понятия ...........................................................................................168
Информация кразмышлению ифилософские задачи .....................169
Список использованной литературы по теме 4 ...................................170
Тема 5. Особенности научно- философской мысли вэпоху
Просвещения .........................................................................................172
5.1. Отличительные черты философских идей эпохи
Просвещения иих антиклерикальная направленность .......172
5.2. Философские воззрения имеханический
материализм Поля Гольбаха ............................................................174
5.3. Связь социально- философских воззрений сфилософской
антропологией уфранцузских просветителей ........................176
5.4. Социально- философская иправовая теория
Шарля Монтескье .................................................................................179
5.5. Философско- правовые идеи Шарля Жан- Жака Руссо ..........182
Основные понятия ...........................................................................................185
Информация кразмышлению ифилософские задачи .....................186
Стр.255
256
Оглавление
Список использованной литературы по теме 5 ...................................187
Хрестоматийный материал ...........................................................................188
Кпрактическому занятию по вопросу «Шарль Монтескье
озаконах, устанавливающих политическую свободу
вее отношении кгосударственному устройству, по его
работе “Одухе законов”» ..................................................................188
Кпрактическому занятию по вопросу «Идеи Клода
Гельвеция освязи реформ вморальной части воспитания
среформами взаконах иправлении вкниге “Очеловеке, его
умственных способностях иего воспитании”» ........................190
Тема 6. Тенденции иновизна идей внемецкой классической
философии ..............................................................................................193
6.1. Кантовские идеи реформирования философии
ифилософско- правовая взгляды И. Канта ................................194
6.2. Наукоучение Иоганна Фихте иего идеи
по вопросам права ..............................................................................204
6.3. Философские идеи Фридриха Шеллинга иего
диалектические принципы натурфилософии ...........................207
6.4. Абсолютная идея Георга Гегеля изначение системы
гегелевской философии вразвитии юридической науки ........209
6.5. Антропологический материализм Людвига
Фейербаха...............................................................................................215
Основные понятия ...........................................................................................218
Информация кразмышлению ифилософские задачи .....................219
Список использованной литературы по теме 6 ...................................220
Тема 7. Марксистская философия как влиятельное
направление научной мысли ..........................................................222
7.1. Теоретические предпосылки возникновения
марксистской философии .................................................................222
7.2. Взаимосвязь марксистской концепции человека
идиалектического материализма .................................................228
7.3. Марксистская философия права ....................................................232
Основные понятия ...........................................................................................236
Информация кразмышлению ифилософские задачи .....................236
Список использованной литературы по теме 7 ...................................236
Хрестоматийный материал ...........................................................................238
К практическому занятию по вопросу «Процесс
производства капитала в труде Карла Маркса
“Капитал. Критика политической экономии”» ..........................238
Стр.256