, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН ИСЛАМ В ЖИЗНИ КАВКАЗСКИХ ЭМИГРАНТОВ ВО ФРАНЦИИ (1919–1939)* Представители народов Северного Кавказа, как и многие русские, после Октябрьской революции 1917 г. были вынуждены эмигрировать в страны Европы, в том числе и во Францию. <...> Адаптируясь к французской жизни, северокавказцы продолжали сохранять свою религиозную ориентацию: как и на Северном Кавказе, они были в основном мусульманами, отчасти православными, многие – индифферентны к какой бы то ни было религии. <...> В предлагаемой статье мы рассмотрим роль ислама в общественно-политической сфере жизни кавказских эмигрантов, соотно* Работа выполнена по Программе фундаментальных исследований Президиума РАН «Историческая память и российская идентичность», 2015–2017 гг. <...> 160 шение ислама и православия в жизни кавказских военных во Франции в 1919–1939 гг. <...> Ислам в общественно-политической жизни кавказских эмигрантов В кавказской эмигрантской мысли Европы в течение целого ряда лет разрабатывалась своя теория построения «государственности» на Кавказе вообще и на Северном Кавказе в частности. <...> Это происходило преимущественно в рамках деятельности Конфедерации народов Кавказа – мощной эмигрантской организации, направленной на формирование единого крупного независимого Кавказского государства. <...> В 1924 г. был подготовлен Документ об образовании Конфедерации четырех республик Кавказа и подписан общественными деятелями Кавказа, Азербайджана, Грузии и Северного Кавказа (кроме Армении, но за ней было оставлено место в Конфедерации). <...> В нашем распоряжении оказалась уникальная рукопись одного из лидеров Конфедерации народов Кавказа, крупного азербайджанского деятеля во французской эмиграции Алимардана Топчибаши «К вопросу о возможности объединения эмигрантов-кавказцев (азербайджанцев, армян, грузин и северокавказцев) в Париже и вообще за рубежом» (рукопись не имеет <...>