Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Россия и мусульманский мир (рус)  / №5 2015

КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ В ПОИСКАХ РЕЛИГИОЗНОГО МИРА (260,00 руб.)

0   0
Первый авторФилатов
Страниц15
ID475528
АннотацияДля кабардинцев и балкарцев характерно позднее и сравнительно поверхностное восприятие ислама. История религии этих двух народов связана с попеременным почитанием языческих, христианских и мусульманских традиций, каждая из которых оставила след в духовной и культурной жизни этих народов. При этом последние две религиозные системы часто мифологизируются и приобретают определенные черты языческих культов. Нахождение на одном урочище христианских и мусульманских памятников и совершение здесь же языческих обрядов для многих жителей Балкарии и Кабарды остается нормальным явлением.
Филатов, С. КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ В ПОИСКАХ РЕЛИГИОЗНОГО МИРА / С. Филатов // Россия и мусульманский мир (рус) .— 2015 .— №5 .— С. 45-59 .— URL: https://rucont.ru/efd/475528 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник (ИВ РАН) КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ В ПОИСКАХ РЕЛИГИОЗНОГО МИРА Для кабардинцев и балкарцев характерно позднее и сравнительно поверхностное восприятие ислама. <...> При этом последние две религиозные системы часто мифологизируются и приобретают определенные черты языческих культов. <...> До сих пор в ущельях Кабарды можно увидеть сосны, увешанные разноцветными лентами – знак почитания местными жителями священной природы. <...> В синкретичном сознании кабардинцев сохраняется поклонение «троице»: великому богу Тха, богу души Псатхэ, богу неба Уашхо. <...> Имя бога Тха кабардинские предания связывают с Эльбрусом (Уэщхьэ-махуэ – гора счастья). <...> После проникновения в Кабарду ислама Эльбрус стали считать местом обитания Джин-падишаха, царя духов и властителя птиц, который обладает чудесным даром предугадывать будущее. <...> Синкретичное сознание кабардинского народа хорошо отражается в народной поговорке: «Лучше уважать всех богов, чем возносить молитвы одному, а других не помнить. <...> Одной из главных национальных особенностей адыгов (в том числе кабардинцев) является наличие своеобразного этического кодекса – адыгэ хабзэ. <...> Адыгэ хабзэ является сводом правил семейно-бытовой и хозяйственной жизни, а также рыцарским кодексом чести. <...> По мнению некоторых современных кабардинских идеологов, адыгская этика является единственной истинной национальной религией адыгов, ниспосланной Богом, под которым подразумеваются языческий Тха, христианский Бог и Аллах. <...> По мнению современного общественного деятеля и ученого Баразби Бгажнокова, именно адыгская этика сделала кабардинский ислам более веротерпимым и культурным, создала слой мусульманской интеллигенции – аристократии Кабарды, уничтоженной полностью при советской власти. <...> Бгажноков дает адыгское определение ислама: «Мусульманство – это соблюдение принципов адыгской этики, сопровождающееся знанием Корана, исполнением <...>