Г. Юсупова, доктор философских наук, профессор, (РЦЭИ ДНЦ РАН, г. Махачкала) СУФИЗМ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА Социокультурные трансформации последних десятилетий оказали существенное влияние на духовную культуру народов Дагестана. <...> Сегодня, несмотря на свое многообразие, культура Дагестана развивается как единая социокультурная целостность. <...> Культурные особенности прошлого и историческое наследие советского периода создают социокультурную матрицу общества, делающую его неповторимым. <...> В культурной традиции ислама, по нашему мнению, первостепенная роль принадлежит суфизму. <...> Поражение неоваххабизма в Дагестане привело к еще более активному распространению традиционной суфийской идеологии, имеющей здесь глубокие исторические корни. <...> 43 «История суфизма – мистико-аскетического течения ислама в Дагестане насчитывает более тысячи лет. <...> Впервые на территории Российской Федерации суфизм начал свое распространение именно с территории Дагестана. <...> Суфизм проник в Дагестан еще в раннем Средневековье» [1]. <...> По степени идеологического влияния на психологию, быт, культуру и образование дагестанских народов суфизму нет равных в более чем пестром и широком спектре религиозных традиций в Дагестане. <...> Невозможно представить исламскую культуру без суфизма, уходящего своими корнями в глубокую древность. <...> «Исламский мистицизм на самой ранней стадии представлял собой движение, в которое входили отдельные личности, мистикиодиночки, т.е. это было выражение личной веры индивида. <...> Меца, первые суфийские общины появились в Египте в начале IX в. <...> Исламский мистицизм развивался параллельно с основным мусульманским учением. <...> «Суфизм возник в конце VIII в. н.э. как мистико-аскетическое течение в “народном исламе” и окончательно сформировался в X–XI вв.» <...> Вот что пишет по поводу происхождения суфизма Хазрат Инайят Хан: «У суфизма нет и никогда не было начала, и он никогда не возникал как историческое явление <...>