Цуркан, кандидат политических наук (Институт США и Канады РАН) КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ИСЛАМСКИХ СТРАН С УЧЕТОМ ФАКТОРА ИСЛАМСКОГО РАДИКАЛИЗМА Исламские радикалы и экстремисты добиваются, чтобы исламский мир воспринимался в качестве единого и неделимого образования – своеобразной «единой мусульманской уммой», к которой так или иначе относят себя все мусульмане [11, с. <...> При таком положении вещей радикалы составляли бы его неотъемлемую часть и автоматически получали бы поддержку своей деятельности от остальных членов всемирной общины. <...> Такое видение «исламской угрозы», несомненно, способно приумножить значимость исламского радикализма и вселить страх в представителей иной, неисламской цивилизации. <...> На самом деле единства и сплоченности исламского мира в той степени, которую приписывают ему идеологи радикального ислама, не существует. <...> Оно не исключает наличия у самих мусульман всевозможных различий, включая идеологические и доктринальные расхождения, а также несоответствие уровней жизни и различие политических систем. <...> В свою очередь, именно эта разнородность и является одной из ключевых характеристик исламского мира, что влечет за собой разные восприятие и трактовку идеи «исламского радикализма». <...> Во многом «успешность» деятельности радикалов в арабских странах определяется исторически сложившимися устоями, текущей политической ситуацией и социально-экономическими условиями. <...> Именно руководство государства, исходя из возмож169 ностей собственного политического веса как внутри страны, так и за рубежом, определяет официальную позицию и избирает приемлемую модель реагирования на попытки утверждения радикальной исламской идеологии в качестве единственной на государственном уровне. <...> Большое значение в этой связи имеют позиции в стране религиозного руководства, которое в некоторых случаях оказывает непосредственное влияние на формирование единой политикоидеологической <...>