, член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, директор Института востоковедения РАН ЦИВИЛИЗАЦИИ И КРИЗИС НАЦИЙ-ГОСУДАРСТВ (О чем спорят в России и не только) В свете происходящих в современном мире трансформационных процессов «цивилизационная» тематика становится все более востребованной, интересной как для авторов – исследователей и публицистов, так и для читателей. <...> Вопросы культурно-цивилизационной идентичности, характера взаимоотношений между ценностями различных регионально-культурных кластеров, путей эволюции наций-государств в условиях нарастающей гиперглобализации приобретают все большую остроту и требуют осмысления. <...> Проблема идентификационного выбора Россия, особенно в последние годы президентства Владимира Путина, позиционирует себя как государство особой цивилиза11 ции, основанной на духовности, приверженности традиционным нормам и ценностям. <...> Иногда полемика вокруг идентификационного выбора приобретает острый характер, выплескиваясь на экраны телевизоров, на страницы газет и журналов. <...> Однако острый конфликт между Западом и исламским миром, волны исламского экстремизма, затронувшие и российские регионы, а также масштабные и неуправляемые миграционные процессы все же ухудшили отношения между этими группами. <...> Сторонники евразийского выбора вроде бы должны выстраивать мосты между Россией и исламским миром (и в самом деле, не с огромным же Китаем нам «цивилизационно» объединяться), но и они, а не только националисты, нередко проявляют предвзятое отношение к мусульманской цивилизации как таковой. <...> Россию цивилизационно объединяет с исламским миром не только то, что среди ее коренного населения более 15 млн человек исповедуют ислам (с иммигрантами – более 20 млн), но и отношение к религии, ее роли в обществе. <...> Религиозные традиционалисты и «обновленцы» Можно согласиться с тем, что водоразделом между цивилизациями Запада и исламского мира являются роль религии <...>