Обращение к фундаментальным духовным ценностям чеченского народа, сложившимся столетиями, может способствовать укреплению межнационального единства и сохранению этноконфессиональной идентичности чеченцев. <...> Чеченцы должны стремиться к взаимообогащающему культурному сосуществованию с представителями других этносов и конфессий. <...> Понеделков, доктор политических наук (Южно-Российский институт, г. Ростов-на-Дону) ТЕНДЕНЦИИ В ЭВОЛЮЦИИ ТЕРРОРИЗМА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ На Северном Кавказе ислам не является монолитным, а разобщен в рамках существующих направлений (суннизм и шиизм), толков (ханифитский и шафиитский) и идейных течений (традиционализм, фундаментализм, модернизм). <...> При этом самое значимое расслоение на поле идейных течений в исламе наблюдается, 62 прежде всего, по линии традиционализм – фундаментализм. <...> Каждое из этих течений борется за усиление своего влияния на верующих. <...> Традиционный ислам представляет собой, прежде всего, институционализированное мусульманское духовенство – административно-управленческий аппарат религиозных организаций: духовные управления мусульман (ДУМ), а также подведомственные им структуры (мечети, исламские образовательные учреждения и др.) <...> . Эти исламские институты принято считать «официальным исламом», или, что характерно для восточной части региона, «мечетным исламом». <...> На Северо-Восточном Кавказе имеется также и другая институционализированная группа традиционалистов – сторонники «немечетного ислама», представленные многочисленными вирдовыми, или мюридскими, братствами трех суфийских тарикатов (накшбандийа, кадирийа, шазилийа) во главе со своими руководителями – шейхами и устазами. <...> Отсюда следует, что традиционный ислам в регионе («мечетный» и «немечетный») калейдоскопичен, полон противоречий, что не может не отражаться на настроениях и взглядах простых верующих, большинство которых также можно отнести к традиционалистам. <...> Северокавказский <...>