Полученные опросные данные не позволяют однозначно говорить о том, что в перспективе у мусульман Северного Кавказа будут усиливаться иррациональные (основанные на вере, мистике) основания нравственной идентичности. <...> Суть полученных различий может быть обусловлена возрастными особенностями группы молодежи (склонность к максимализму, к чувственному, более сильная подверженность «моде» религиозного поведения и др.) <...> Другой фактор, определяющий дальнейшие изменения сознания в данном вопросе, – активно идущие процессы реисламизации. <...> К этому необходимо добавить, что с 2013 г. в общеобразовательных учреждениях Дагестана и других регионов будут в обязательном порядке проводиться уроки духовно-нравственного воспитания, которые по сути являются несветскими дисциплинами. <...> Проанализированные нами процессы дают повод прогнозировать то, что в последующие годы вероятнее всего религиозноиррациональное в нравственном сознании северокавказской молодежи будет только усиливаться. <...> , политолог МАЛАЯ НАЦИЯ В ИНОЭТНИЧНОМ ОКРУЖЕНИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ КРЫМСКИХ ТАТАР) Самоощущение, или иначе – общественное бессознательное малой нации в иноэтничном окружении на постсоветском пространстве весьма отлично от прецедентов в других регионах планеты. <...> Отличия, о которых пойдет речь ниже, специфичны не только для крымских, но многие – для татар в целом. <...> В системе «ландшафт и этнос» – народ и его окружающая природная среда – 37 все татары (казанские, крымские, астраханские, сибирские, добруджанские и др.) характеризуются тремя признаками. <...> Во-первых, они живут в исторически своем вмещающем ландшафте, на своей земле, остальные народы, живущие на той же земле, исторически являются пришлыми для данного вмещающего ландшафта. <...> Вовторых, повсеместно татары как этнос не являются хозяевами той земли, на которой живут. <...> Своя (внутренняя) среда татар экономически, социально, политически локальна, ее потенции <...>