• Участие духовенства в противодействии идеологии и практике религиозного радикализма, экстремизма, используя СМИ. <...> • Регулярное ведение внутриконфессионального и межконфессионального диалога в России. <...> Айдер Булатов, директор Крымского центра исламоведения, кандидат философских наук ИСЛАМ В КРЫМУ: ОТ ТРАГИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО К ПРОБЛЕМАМ СОВРЕМЕННОСТИ В становлении и развитии культуры народов Крыма на протяжении многих веков существенную и даже определяющую роль играла религия. <...> Исторически Крым характеризуется полиэтноконфессиональным составом, однако в различные исторические отрезки времени на полуострове доминировали определенный состав населения и определенные верования, которые либо уходили в небытие, либо сохранились в небольших этнических группах. <...> Исключение составили христианство и ислам, являющиеся традиционными религиями на территории Крымского полуострова. <...> Включение Крыма в состав Золотой Орды в первой половине XIII в. привело к исламизации большинства проживающих народов, и на протяжении почти семи веков ислам являлся основой уклада жизни населения Крыма, ислам становится государственной религией Крымского ханства, которое хранило свою полную или 51 частичную независимость на протяжении около трех веков. <...> В период расцвета ислама в Крыму практически во всех населенных пунктах были мечети, и ислам помимо основы духовной жизни крымско-татарского народа стал его нациеобразующим фактором. <...> В Крымском ханстве сложилась разветвленная структура мусульманского духовенства, включавшая богословов, законоведов, судей, учителей, проповедников, служителей мечетей и т.д. <...> Главные представители мусульманских духовных лиц традиционно входили в систему управления Крымского ханства, их должности обязательно указывались в титулатурах всех ханских грамот. <...> Присоединение Крыма к России практически не повлияло на структуру мусульманского духовенства. <...> В манифесте российской императрицы <...>