МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ Николай Ракитянский, доктор психологических наук (МГУ им. <...> М.В. Ломоносова) ИСЛАМСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ В ГЕОПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ XXI в. IIо меркам исторического времени Европа еще совсем недавно была на грани завоевания ее сарацинами. <...> Во время первого большого наступления арабов с 632 по 732 г. они потеряли свою независимость и были исламизированы. <...> В свое время передовые отряды мусульман стояли в 200 км от Парижа и вблизи Женевы. <...> К 714 г. армии мусульман захватили весь Пиренейский полуостров за исключением горных районов Северной Испании. <...> Лишь незадолго до Первой мировой войны балканские народы смогли сбросить с себя турецкое иго. <...> Исламский менталитет в контексте принципа субъектности Истоки принципа субъектности восходят к античной философии. <...> Сократ был первым, кто сформулировал основную уста159 новку принципа субъектности – нацеленность человеческого бытия на самого себя. <...> В формуле: «Познай самого себя, и ты познаешь весь мир» – заложено понимание субъектности как самосознания, которое в учении Сократа выступает как стержень личностного сознания и поведения. <...> Принцип субъектности в том или ином виде развивался в трудах Платона, Аристотеля, Сенеки и других античных авторов. <...> И только в христианском мировоззрении он получает принципиально новое выражение и воплощение. <...> Если для языческого античного мира и более поздних политеистических религиозных верований идея творения как рождение качественно нового созидательного содержания бессмысленна, то в христианском мировоззрении она главенствует. <...> В христианском менталитете мир представлен как результат уникального акта творения по воле Творца, который создает «из ничего» не только законы природы, но и сам субстрат, материю. <...> Этот статус связан с пониманием сущности человека как «образа и подобия Бога». <...> В связи с этим божественный волевой акт творения оказалось возможным и необходимым спроецировать <...>