долей уверенности можно констатировать, что и в настоящее время адепты «Хизб ут-Тахрир», «Таблиг-и Джамаат», других радикальных организаций не имеют поддержки в региональной умме. <...> Несмотря на то что в мусульманском сообществе происходят все более явные изменения, на официально-публичном уровне лидерами Регионального духовного управления мусульман Самарской области ситуация характеризуется как спокойная, единообразная в плане традиционной приверженности суннизму ханафитского мазхаба. <...> Лилия Сагитова, кандидат исторических наук (Институт истории АН РТ) ТРАДИЦИОННОЕ И НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ИСЛАМЕ Говорить о российском исламе как о некой гомогенной и однозначной культуре представляется сегодня проблематичным в силу многих причин. <...> Богатая и многообразная историческая традиция ислама на территории России и противоречивость постсоветских трансформационных процессов создали и продолжают создавать своеобразную картину. <...> Анализ этого феномена усложняется не только сильной дифференциацией ислама в российских регионах, что обусловлено своеобразием культурного, исторического и геополитического контекста. <...> Сам по себе процесс «возвращения» ислама на постсоветское пространство неоднозначен и сложен. <...> Для конца 1980-х – начала 1990-х годов характерно понятие «исламское возрождение», под которым подразумевался возврат к исторической традиции тюркских народов СССР после 70 лет атеизма. <...> Однако уже к нача28 лу XXI в. стало ясно, что «вернувшийся ислам» во многом отличается от дореволюционных канонов. <...> Появилось другое понятие – «исламская глобализация», подразумевающее заполнение духовной ниши тюрков арабской версией ислама. <...> Появление духовных учителей и проповедников из стран исламского Востока, подготовка молодых имамов и мулл в зарубежных духовных центрах положили начало ревизии традиции предков. <...> Средоточием споров стала традиционность в исламе, поскольку проводники обозначенных тенденций <...>