Но любопытно: не каждый из азербайджанцев знает происхождение своего рода, однако, откуда родом «они ВСЕ», знает: конечно, от пратюрков! <...> Если рассматривать изначальную доминанту, консолидирующий фактор этноса – его язык, равно как зафиксированные в нем событийные и бытовые приметы давно минувшего, то для азербайджанцев, несомненно, такой доминантой является огузский эпос «Китаби-деде-Коркут», 1300-летие которого было отмечено в конце прошлого века. <...> Не случайно автор перевода эпоса на русский язык Алла Ахундова слово «деде» перевела не так, как это делалось до нее, не буквально, «дед», а – «отец», в смысле – отец тюрков, духовный отец. <...> Как не случайно и то, что первопроходец изучения азербайджанского менталитета философ и публицист Г. Гулиев свою первую книгу на эту тему назвал «Генотипы рода Коркуда». <...> На основе тщательного исследования этого эпоса турецкий ученый М. <...> Эргин делает однозначный вывод: он – «всецело творение Азербайджана», поскольку каждая его строка «сталкивает нас с азербайджанским тюркским языком». <...> И не только языком – с жизнью, бытом, ритуалами и обычаями, наконец, с географией раннесредневекового Азербайджана. <...> Абу Бекр, перечислив страны, которые завоевал герой эпоса Баяндур-хан, добавляет: «.а сам он направился на зимовку в Карабаг и на летовку в Гекче-Дениз». <...> 62 Огузско-тюркское начало можно смело считать доминантой этногенеза азербайджанцев (и соответственно, его ментальности), но в седой пра-пра-истории его были и другие составляющие, прошедшие длительную эволюцию, как и сама письменность: от пиктограмм Гобустана, древней клинописи Манны, тюркских рун и арабского письма до современной латиницы (древнейших текстов до нас, увы, дошло крайне мало: борясь с язычеством, ислам уничтожил практически всю рунику!) <...> . Тут и Кавказ, прародина многих этносов, в том числе и азербайджанцев, тут и другая их прародина – за рекой Аракс. <...> Тут и культура пришедших из южнорусских степей «коровьих <...>