Е.В. Полухина В ПОСТСОВЕТСКОМ ДАЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ТРУД, ПОКОЛЕНИЯ И ГЕНДЕР∗ Происхождение слова «дача» указывает на связь с глаголом «давать», близость по значению к подарку, указывает на «дарительный» способ получения земли. <...> Дачи появились в ХVII в. и «выдавались» аристократической, высокопочитаемой элитарной части общества. <...> Несколькими веками позже, в ранние годы советской эпохи, дачи выдавались государством номенклатурным работникам, академикам, профессуре. <...> Дачная культура того времени представляла стиль жизни, непозволительный для рядовых горожан. <...> В позднесоветский период (начиная с 50-х годов) явление приобрело массовый характер: государство стало выделять земли (в среднем по 6 соток) для самообеспечения, владельцами дач стали обычные люди. <...> В этот период дача из элитного места отдыха превратилась в продуктового кормильца семьи. <...> В советский период также были установлены жесткие правила, регламентирующие дачную деятельность. <...> Особо подчеркивалось предназначение дачи – труд ради самообеспечения продукцией личного потребления. <...> Правила жизни на даче были регламентированы и строго контролировались руководством товарищества. <...> Особенности социального порядка в постсоветском дачном пространстве: Труд, поколения и гендер // Лабиринт. <...> Полухина Можно сказать, что свободное время горожанина было посвящено новой форме труда. <...> Человек практически не покидал трудового коллектива: частная, ранее приватная (квартирная) жизнь становилась коллективной (дачной). <...> Сформированное преимущественно по трудовому принципу, дачное сообщество воспроизводило производственные нормы советского времени. <...> Советская дача являлась своеобразным производственным цехом, аналогом колхоза, главной миссией которого был коллективный труд. <...> С 1990-х годов еще раз меняется форма собственности дачных участков. <...> Дача из ресурса для семейного самообеспечения с главным элементом «земля» превращается в предмет частной собственности <...>