ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Марина Лобанова ОСНОВЫ ЭСТЕТИКИ И ПОЭТИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО БАРОККО: «ОСТРОУМНЫЙ ЗАМЫСЕЛ»* Одно из центральных понятий в барочных поэтиках – «остроумие», «остроумный замысел». <...> Именно изобретение теории остроумия ставил себе в заслугу Б. <...> Известно, что Марино «завел литературный альбом, в который выписывал в тематическом порядке все самое пикантное и удивительное, что он нашел у греческих, латинских, итальянских, а также испанских поэтов» (цит. по: с. <...> «Эстетика чудесного» была повсеместной: теория Грасиана в Испании, маринизм в Италии, эвфуизм в Англии, прециозность во Франции – варианты одного и того же явления. <...> Основы эстетики и поэтики музыкального барокко: «Остроумный замысел» // Лобанова М. <...> 101 Марина Лобанова «неожиданность», определенная неясность, требующая интеллектуальных усилий, сотворчества, включения в игру, распознавания «обманов» и «намеков». <...> Средства самого искусства еще недостаточны – они намекают на систему, которую надо обнаружить. <...> За материальным в искусстве стоит умозрительное, и материальное призвано его изображать, служить ему представительством. <...> «Не есть ли сам Вседержитель – “остроумный оратор”, который смеется над людьми и ангелами, предлагая разные героические предприятия, символы фигур и высочайшие свои кончетто? – вопрошает Тезауро» (цит. по: с. <...> Вольф аттестует Ломоносова как «молодого человека преимущественного остроумия». <...> Барокко высоко ставит сложный, темный смысл, провозглашает ценность истин, постигаемых с усилием: «Ежели доставлять разуму приятность, – пишет Луис де Гонгора, – это давать поводы ему для совершенствования и наслаждения, когда он обнаруживает то, что скрыто в поэтических тропах, то, найдя истину, разум убедится в своей правоте, и это убеждение доставит ему удовольствие; к тому же, поскольку цель разума – это поиски истины и ничто не дает ему удовлетворения, кроме изначальной <...>