ЛИТЕРАТУРНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ ОДНОГО «ИДЕЙНОГО» УБИЙСТВА∗ В известном стихотворении Пушкина «Кинжал» превозносится кинжал, колющее оружие, достающее обидчиков повсюду, «хотя бы и на ложе сна, в семье родной». <...> В нем также возникают имена Брута, неизвестной «девы Эвмениды», а за ней – некоего «Занда», которому посвящены целых две наиболее пафосных строфы. <...> Наверное, немногие из современных читателей знают, кто такой Занд. <...> Карл Людвиг Занд – студент Эрлангентского университета, ярый националист и радикал, сторонник политического террора, один из вожаков «Германского студенческого союза» и тайного общества «Тевтония», недовольных политикой возглавляемого Россией Священного союза, которая была направлена на подавление революционных настроений. <...> В 1819 г. Занд заколол кинжалом писателя Августа Коцебу в его собственном доме. <...> В мирной тогда Германии было совершено политическое убийство, положившее начало серии подобных преступлений во многих странах. <...> Однако повсюду в Европе убийство Коцебу было воспринято как подвиг борьбы за свободу, как патриотически-революционный акт. <...> Имя и дело Занда тотчас было взято на вооружение тайными союзами будущих ∗ Литвинцев Г. Свобода и кинжал. <...> И вот уже почти два столетия за Зандом держится слава прогрессивного патриота, беззаветного борца за свободу. <...> Погибший от руки Занда Август Коцебу был признанным главой сформировавшегося в конце XVIII в. литературного направления – сентиментализма, отличительной чертой которого был глубокий интерес к частной жизни человека. <...> Эти настроения отвечали запросам публики, отчасти являясь защитной реакцией на грозные вихри Французской революции и долгих Наполеоновских войн. <...> В своих произведениях Коцебу популяризировал идеи просвещения, выступал за равноправие всех людей. <...> На протяжении более чем 40 лет (1790–1830) драматургия Коцебу не сходила со сцены, его проза, поэзия и мемуары издавались огромными тиражами почти на всех европейских <...>