ДЕВОЧКИ, КРАСОТА И ЖЕНСТВЕННОСТЬ∗ В советской литературе, адресованной массовому читателю, понятие «красота» трактовалось в соответствии с официальными пуританскими стандартами и настроениями. <...> Тем же курсом следовала и детская литература. <...> Советская педагогика стремилась прививать детям любовь к «духовной», или «внутренней» красоте, преднамеренно занижая значение внешней красоты и сексуальной привлекательности. <...> В произведениях для юных читателей почти полностью отсутствовали какие бы то ни было упоминания о меняющемся теле девушек-подростков и о зарождающемся интересе к телу. <...> Поэтому нет ничего удивительного, что многие героиниподростки в советской литературе выглядели и вели себя помальчишески. <...> По мере того как в советском обществе возрастал интерес к материальным аспектам жизни, менялись и стандарты красоты: помимо физического совершенства в реестр привлекательности включается умение модно одеваться, ухаживать за собой, флиртовать. <...> Последнее, однако, по-прежнему воспринималось как нечто сомнительное и преподносилось в советской литературе в негативном свете. <...> И в общем примат «внутренней» красоты над «внешней» красивостью все так же оставался одной из центральных тем детской литературы вплоть до конца самой советской истории. <...> Новая практика потребления в постсоветский период привела к радикальному переосмыслению понятий красоты и женственности. <...> Постсоветские «потребительские сказки»: По материалам современной литературы для девочек-подростков // Теория моды. <...> 229 российским женщинам значительно бо́льшую свободу в создании собственного образа. <...> Постепенно, и особенно с проникновением гламура, российские представления о женственности приблизились к западным с их акцентом на значимость внешности, на фетишизацию тела, манипуляцию, направленную на то, чтобы создать это тело, дисциплину и осознание необходимости усилий, связанных с поддержанием истинно женского стиля жизни <...>