П.С. Гуревич ВОЗРОЖДЕНЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА∗ Возрождение (Ренессанс) – это переходный период от средневековой культуры к культуре Нового времени (XIV–XVI вв.) <...> . «Итогом прогрессирующего разрушения средневековой социальной структуры было возникновение индивида в современном смысле слова» (с. <...> Якоб Буркхардт (1818–1897) писал, что человек, познав самого себя, приобретает индивидуальность и создает свой внутренний мир. <...> Этот вывод оспаривал нидерландский историк и философ Йохан Хейзинга (1872–1945), который полагал, что установки современного человека, стремящегося к личным достижениям и развитию индивидуальности, в эпоху Возрождения находились только в зачаточном состоянии. <...> Автор реферируемой статьи подчеркивает, что уже в раннем Ренессансе выдвигается на первый план «свободная человеческая индивидуальность», которая навсегда останется характерной для данной эпохи (с. <...> В Ренессансной культуре происходило обожествление человека, его называли образом и подобием Бога. <...> «Ренессансный стиль мышления предполагал прежде всего раскрытие небывалых творческих возможностей разума» (с. <...> Крупный деятель итальянского Возрождения Пико делла Мирандола (1462–1494) высказал догадку, что если человек сотворен по образу и подобию Бога, то он «может преобразовать себя, изменить и пересотворить» (с. <...> . 159 П.С. Гуревич В культуре Ренессанса люди оценивались как самое лучшее создание природы и божества. <...> Самостоятельным идейным движением становится гуманизм, который «рассматривает человека как существо, достойное духовного и физически полноценного существования» (с. <...> Так, Эразм Роттердамский (1469–1536) рассматривал нравственное совершенствование человека как отправной пункт христианского благочестия. <...> Проблему человеческой природы исследовали Мишель Монтень (1533–1592) и (уже в начале Нового времени) Фрэнсис Бэкон (1561–1626). <...> Монтень считал, что в наших желаниях нет никакого постоянства, а согласно Бэкону природа в человеке часто <...>