ИЛЬИН О КУЛЬТУРЕ И РЕЛИГИИ∗ Выдающийся русский философ Иван Александрович Ильин (1883–1954) родился в России, когда либеральные реформы Александра II начали давать позитивные результаты, притом что контрреформы Александра III уже вступали в силу. <...> Ильин пережил три русские революции, Первую мировую и Гражданскую войны1. <...> Размышляя над причинами войн и революций, он называл их «судорожными спазмами современной культуры» (цит. по: с. <...> Ильин отличал культуру от цивилизации, полагая, что культура есть явление внутреннее и захватывает самое глубину человеческой души. <...> Тогда как цивилизация – это внешнее материальное проявление достижений народа. <...> Народ может иметь древнюю и утонченную духовную культуру, но в вопросах внешней цивилизации быть отсталым. <...> И наоборот, быть на высоте технических достижений, но в культуре переживать упадок. <...> В своих работах Ильин много внимания уделял выяснению вопроса, что есть русская культура. <...> Он не занимался вопросами определения культуры как таковой. <...> Для него была очевидна связь культуры и религии. <...> Философ полагал, что для понимания культуры какого-то народа необходимо заглянуть в сферу его религии и веры. <...> И.А. Ильин о культуре и религии // Научное мнение: Научный журнал. <...> 132 И.А. Ильин о культуре и религии Ильин не рассматривал религию как элемент культуры. <...> «Культура начинается там, где духовное содержание ищет себе верную и совершенную форму» (цит. по: с. <...> «Философ считал, что творческий акт культуры русского народа определился тогда, когда славянин увидел несовершенство своих языческих богов и обратился к Богу любви. <...> А Бога любви можно обрести только благодаря любви и в любви» (с. <...> Поэтому так важна религия в формировании культуры. <...> В культуре России отразились религиозные православные установки: любовь к свободе, живая совесть, вера в божественное становление человеческой души и природы, смирение, терпение, душевное очищение. <...> Огромное значение в творческом акте культуры Ильин <...>