Беленький КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СИТКОМА (НА ПРИМЕРЕ ЭВОЛЮЦИИ ОБРАЗА АМЕРИКАНСКОЙ СЕМЬИ) Аннотация. <...> В статье анализируется один из самых популярных телевизионных жанров, ситком. <...> Таковым он является как на телевидении американском, так и на отечественном. <...> Некоторые ситкомы в истории российского телевидения занимали верхние строчки в общих телевизионных рейтингах, притом что ситком воспринимается как низкий жанр, а его популярность обычно объясняется «падением нравов». <...> Пропп в «Проблемах комизма и смеха» исследует устоявшуюся традицию различения двух противоположных видов комизма: комизма высшего порядка и комизма низ192 Культурологическая значимость ситкома менного. <...> Пропп отмечает, что в «поэтиках XIX века нередко утверждается, что не вся область комического представляет собой нечто низменное, а есть как бы два вида его: один вид комизма относится к области эстетики, понимаемой как наука о прекрасном, и такой комизм включается в понятие прекрасного; но есть и другой вид комического, лежащий вне области эстетики и прекрасного и представляющий собой нечто весьма низменное»2. <...> Такой вид комизма вызывает не грубый смех, а тонкую улыбку»3. <...> Нам представляется, что для такой дихотомии «высокий / низкий комизм» интуитивно любой человек будет приводить типологически одинаковые примеры. <...> Возможно, примеры «высшего» порядка будут разниться в зависимости от вкусовых пристрастий респондента, но «грубый», «низший» комизм будет описываться примерно так же, как это сделал Йоханнес Фольклет. <...> Естественным следствием дифференциации видов комизма является и социальное определение реципиента. <...> То есть, несмотря на свою популярность, а может, имен194 Культурологическая значимость ситкома но благодаря ей, в иерархии телевизионных видов искусства ситком занимает обратно пропорциональное место тому, которое ему принадлежит в телерейтингах. <...> Возьмем для примера один из самых изучаемых ситкомов в американской <...>