ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
ИССЛЕДУЕМ ФИЛОСОФСКУЮ ТРАДИЦИЮ
УДК 1(091) + 130.2
ПОЭТ ПОСЛЕ ВИТГЕНШТЕЙНА <...> К.А. Родин
Томский государственный
университет
rodin.kir@gmail.com
В статье предпринята попытка проследить основные пути, на которых мысль и слово Людвига
Витгенштейна оказали наибольшее влияние на поэзию второй половины XX века. <...> В качестве примера предложены поэтические опыты Аркадия Драгомощенко и Эмманюэля Окара. <...> А.Т. Драгомощенко
Спасение – это не событие, обращающее то, что
было мирским, в святое и возвращающее утраченное. <...> Напротив, спасение – это необратимая утрата утраченного, мирское, уже безвозвратно ставшее
мирским. <...> Но именно поэтому утрата и профанное
здесь и исчерпываются – они касаются своего сбывающегося предела. <...> Агамбен
Аркадий Трофимович Драгомощенко
(1946–2012), поэт, переводчик, умер в возрасте 66 лет 12 сентября в Санкт-Петербурге. <...> Перечислим
главные (заведомо не все) темы его поэзии:
тавтология («тавтология – это топологический процесс, выводящий из работы понимания “деталь за деталью”, вплоть до
полной остановки “машины восприятия”;
тавтология не является мыслимой точкой/
равновесия значений, но описанием пространства/ между появлением смысла и
его расширением»); «тень, существующая
вне источника света», «точно тень на поро16
ге источника света»; случайность сходства;
смещение; следование за смещением, правилу («Есть правила. <...> Потому как/ Правила знают язык, в котором
сотканы»); потеря себя в невозможности и/
или возможности строго обнаружить точную фразу; форма фразы («фраза обещает лишь форму вне источника света»); грамматика («Грамматика не выдерживает немоты, скола воды,/ разреза рыбы, птичьего
вопля из-за холма на рассвете? <...> : Издательский
Центр «Гуманитарная Академия», 2000; Драгомо-
Идеи и идеалы № 1(15), т. <...> Поэт после Витгенштейна
ные нами темы, рубрики, слова ввел в употребление, конечно, Людвиг Витгенштейн. <...> Аркадий Драгомощенко:
… И Витгенштейн не появляется более
в халате драконов. <...> Нас будет интересовать <...>
ПОЭТ_ПОСЛЕ_ВИТГЕНШТЕЙНА.pdf
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
ИССЛЕДУЕМ ФИЛОСОФСКУЮ ТРАДИЦИЮ
УДК 1(091) + 130.2
ПОЭТ ПОСЛЕ ВИТГЕНШТЕЙНА
К.А. Родин
Томский государственный
университет
rodin.kir@gmail.com
В статье предпринята попытка проследить основные пути, на которых мысль и слово Людвига
Витгенштейна оказали наибольшее влияние на поэзию второй половины XX века. В качестве примера
предложены поэтические опыты Аркадия Драгомощенко и Эмманюэля Окара.
Ключевые слова: форма жизни, смена аспекта, другое начало.
И впрямь, какая птица не желает петь после войны?
Какое сердце не замирает при мысли:
«мне повезет, я никогда не умру, а если умру, то воскресну».
А.Т.
Драгомощенко
Спасение – это не событие, обращающее то, что
было мирским, в святое и возвращающее утраченное.
Напротив, спасение – это необратимая утрата
утраченного, мирское, уже безвозвратно ставшее
мирским. Но именно поэтому утрата и профанное
здесь и исчерпываются – они касаются своего сбывающегося
предела.
Дж. Агамбен
Аркадий Трофимович Драгомощенко
(1946–2012), поэт, переводчик, умер в возрасте
66 лет 12 сентября в Санкт-Петербурге.
Метареализм, отсутствие завершающих образов,
неясность контекста. Перечислим
главные (заведомо не все) темы его поэзии:
тавтология («тавтология – это топологический
процесс, выводящий из работы понимания
“деталь за деталью”, вплоть до
полной остановки “машины восприятия”;
тавтология не является мыслимой точкой/
равновесия значений, но описанием пространства/
между появлением смысла и
его расширением»); «тень, существующая
вне источника света», «точно тень на поро16
ге
источника света»; случайность сходства;
смещение; следование за смещением, правилу
(«Есть правила. Они прекрасны. Потому
как/ Правила знают язык, в котором
сотканы»); потеря себя в невозможности и/
или возможности строго обнаружить точную
фразу; форма фразы («фраза обещает
лишь форму вне источника света»); грамматика
(«Грамматика не выдерживает немоты,
скола воды,/ разреза рыбы, птичьего
вопля из-за холма на рассвете?»1
). Набран1
Все цитаты из А. Драгомощенко приводятся
часто без указания страницы по изданиям: Драгомощенко
А. Описание. – СПб.: Издательский
Центр «Гуманитарная Академия», 2000; ДрагомоИдеи
и идеалы № 1(15), т. 2 • 2013
Стр.1