Ситников ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА∗ ЦЕРКОВЬ В СТРУКТУРЕ Алексей Владимирович Ситников, кандидат философских наук, член экспертного совета при Комитете Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации по делам общественных объединений и религиозных организаций, считает, что «церковь может рассматриваться как один из институтов гражданского общества, не подопечного государству» (с. <...> Особенность институтов гражданского общества состоит в солидарности между свободными и равными партнерами. <...> К этим институтам относятся группы по защите имущественных, жилищных, потребительских прав и интересов, товарищества собственников жилья, женские организации, садовые и дачные товарищества, спортивные, туристические, охотничьи объединения, профессиональные и творческие союзы и проч. <...> Одним из институтов гражданского общества была и остается церковная община и в Европе, и в Америке. <...> Такая община обладает определенной самостоятельностью от церковной иерархии. <...> Гражданское общество понимается как добровольно сформировавшиеся ассоциации и организации граждан. <...> «Постоянство социальных взаимодействий невозможно без воспроизводства культуры данного сообщества, общей памяти, традиций, ценно∗ Ситников А.В. <...> Церковь в структуре гражданского общества // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. <...> 144 Церковь в структуре гражданского общества стей, которые объединяют людей без принуждения, которые они готовы сообща защищать» (с. <...> Французский социолог и культуролог Пьер Бурдье (1930– 2002) разработал понятие «габитус» (лат. habitus – внешность, наружность), т.е. свободное производство социокультурных практик. <...> Оно означает условия взаимного согласования действий и практик человека с коллективной памятью, с целями и культурными нормами. <...> Бурдье писал: «Являясь продуктом истории, габитус производит практики как индивидуальные, так и коллективные, а следовательно – саму историю в соответствии <...>