Яблоков РЕЛИГИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНОГО УНИВЕРСУМА∗ В религиоведении «работает» следующее определение культуры: «Это совокупность способов и приемов осуществления разнопланового бытия человека, которые реализуются в ходе материальной и духовной деятельности и представлены в ее продуктах, передаваемых и осваиваемых новыми поколениями» (с. <...> Исторически первым типом культуры была мифология, которая включала знания и умения, нормы и образцы, верования и ритуалы и т.д. <...> В процессе дифференциации мифологии постепенно выделялись различные типы духовной культуры – искусство, мораль, философия, наука, религия и др. <...> В истории эти типы духовной культуры взаимно влияли друг на друга, образовывая универсум духовной жизни. <...> «Своеобразие религии выражается в бульшей по сравнению с другими областями духовной жизни интенсивности определенных черт, типической их комбинации и субординации» (с. <...> Автор считает плодотворным объяснение религии в контексте духовной жизни общества. <...> Религия возникает в ходе процесса становления человека, общества и человечества. <...> Автор выделяет социумные, социокультурные, антропологические, психологические, гносеологические основы и предпосылки возникновения религии. <...> Религия в системе культурного универсума // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. <...> 129 И.Н. Яблоков Социумные основы возникновения религии связаны с жизнедеятельностью общества как целого. <...> Эти отношения господствуют над людьми в повседневной жизни, они чужды им и продуцируют несвободу и зависимость людей от внешних условий. <...> В социокультурной сфере религию обусловливают деформация системы ценностей, бездуховность, сдвиг приоритетов в сторону сциентизма, техницизма, вещизма, коммерциализация, широкая массовая культура, тупики искусства, падение нравов, порнографизация и т.д. <...> Антропологические корни религии образуют: болезни, эпидемии, алкоголизм, наркомания, генная мутация, уродство, смерть, геноцид <...>