Каулен МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОЗИЦИИ И ВЫСТАВКИ∗ Мария Елисеевна Каулен, доктор исторических наук, ответственный редактор коллективного сборника «Музейное дело России», называет экспозицию важнейшим звеном музейной коммуникации. <...> Под музейной экспозицией понимается целостная предметнопространственная система, «в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным (научным и художественным) замыслом» (с. <...> Музееведы считают экспозицию «языком, на котором говорит музей» (А. Мансуров <...> ). Проектирование экспозиции включает «процесс разработки документов для создания будущей экспозиции и последующий авторский надзор за реализацией отраженного в документации замысла» (с. <...> В процессе проектирования экспозиции выделяют научное, художественное, техническое и рабочее проектирования. <...> Научная концепция экспозиции определяет цели таковой и методы достижения этих целей. <...> Архитектурно-художественная концепция определяет «художественный образ, в который должна воплотиться научная концепция» (с. <...> Музейные экспозиции и выставки // Музейное дело России. <...> 151 М.Е. Каулен На втором этапе создаются документы, в которых детализируется научное и художественное решения отдельных тем. <...> На третьем этапе выполняются чертежи всех участков экспозиционного пространства и поверхностей, на которых размещаются экспонаты. <...> Одним из этапов проектирования экспозиции является сценарий, который пишется в случае, если творческий коллектив хочет заранее смоделировать процесс коммуникации в будущей экспозиции. <...> Основой экспозиционной коммуникации являются подлинные музейные предметы, т.е. выставленные в экспозиции экспонаты. <...> «Экспрессивность музейного предмета наиболее тесно связана с его подлинностью» (с. <...> Правда, бывает и экспонирование копий предметов, хранящихся в фондах музея и требующих большой сохранности. <...> Например, подлинники рукописей А.С. Пушкина, хранящиеся «в Пушкинском Доме в Петербурге <...>