Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Вестник культурологии  / №4 2010

У КРАЯ КУЛЬТУРЫ: (ФИЛОСОФСКИЕ ОЧЕРКИ) (260,00 руб.)

0   0
Первый авторПорус
Страниц22
ID472078
АннотацияВ книге собраны философские очерки, опубликованные в различных периодических изданиях в последние годы и объединенные общей темой кризиса, в котором, по словам автора, европейская культура пребывает так давно, что само слово «кризис» воспринимается как мифологема или назойливая банальность. «Верный признак культурного кризиса состоит в том, что его перестают замечать» (с. 3).
Порус, В.Н. У КРАЯ КУЛЬТУРЫ: (ФИЛОСОФСКИЕ ОЧЕРКИ) / В.Н. Порус // Вестник культурологии .— 2010 .— №4 .— С. 38-59 .— URL: https://rucont.ru/efd/472078 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Порус У КРАЯ КУЛЬТУРЫ: (ФИЛОСОФСКИЕ ОЧЕРКИ)∗ В книге собраны философские очерки, опубликованные в различных периодических изданиях в последние годы и объединенные общей темой кризиса, в котором, по словам автора, европейская культура пребывает так давно, что само слово «кризис» воспринимается как мифологема или назойливая банальность. <...> «Верный признак культурного кризиса состоит в том, что его перестают замечать» (с. <...> 38 У края культуры: (Философские очерки) в пророчествах русских мыслителей подсказки, «как нам сегодня расчищать завалы культурного кризиса» (с. <...> Первый раздел «Трагедия разума (размышления о русской философии Серебряного века)» объединяет следующие философские очерки: 1. <...> «Трагедия философии и философия трагедии (С.Н. Булгаков и Л.И. Шестов)». <...> Эти культурные универсалии, по мнению Шестова, дискредитировали себя, ибо бросили на произвол судьбы «отверженных», чья трагическая участь не имеет оправдания, «и это освобождает людей от каких бы то ни было обязательств перед свергаемыми идолами. <...> против универсалий культуры ставил под сомнение само ее существование. <...> Он выражал надежду на то, что будущим поколениям, умудренным страшными опытами мировой катастрофы, «доведется жить в мире, где разум и действительность будут более счастливо гармонировать друг с другом» (цит. по: с. <...> Такое сомнение утрачивает свою связь с рациональностью и становится модусом псевдодуховного существования индивида. <...> Составлявшие ее горизонт ценностные универсалии утратили свой ориентирующий смысл» (с. <...> Универсалии культуры могли продолжать свое существование лишь как подобия, имитации самих себя. <...> Отсюда, пишет автор, уже рукой подать до постмодернистской «иронической солидарности» людей, пришедших к прагматически бесспорному выводу: если ценностные универсалии опасны, от них следует отказаться и более не принимать всерьез, а лучше забыть даже язык, на котором они некогда были выражены. <...> Прагматический разум <...>