Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Вестник культурологии  / №4 2009

МУЗЫКА В ТРУДАХ УЧЕНЫХ XVII В. (260,00 руб.)

0   0
Первый авторГудимова
Страниц10
ID471944
АннотацияВ статье рассматриваются труды И. Кеплера, Р. Декарта и М. Мерсенна, в которых содержатся принципиально разные эстетические установки – пифагорейская и картезианская.
Гудимова, С.А. МУЗЫКА В ТРУДАХ УЧЕНЫХ XVII В. / С.А. Гудимова // Вестник культурологии .— 2009 .— №4 .— С. 85-94 .— URL: https://rucont.ru/efd/471944 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

С.А. Гудимова МУЗЫКА В ТРУДАХ УЧЕНЫХ XVII В. <...> Мерсенна, в которых содержатся принципиально разные эстетические установки – пифагорейская и картезианская. <...> В художественном сознании вновь доминирует идея бренности всего сущего. <...> Знаменитый итальянский поэт Джамбаттиста Марино (1569–1625) писал о духовной ситуации времени: мир был изначально исполнен божественной гармонии. <...> Эта тенденция, с одной стороны, поразить воображение массы, а с другой стороны, убедить ее является одной из основных особенностей 85 С.А. Гудимова искусства ХVII века» (6, с. <...> «Во всех сочинениях древних композиторов я находил примеры умеренного и мягкого стилей и нигде не встречал примеров взволнованного стиля, хотя он описан Платоном в его “Риторике”.» <...> Размах музыки Монтеверди «как с эмоциональной, так и с архитектурной точки зрения (разные стороны одного и того же явления), – говорил И.Ф. Стравинский, – это совершенно новое измерение, и по сравнению с ним самые грандиозные замыслы его предшественников, как и их пылкие страсти и печали, кажутся миниатюрными» (7, с. <...> Именно с ХVII в. широко утверждается понимание музыки как выразительного языка, способного передавать достаточно определенные, как полагали теоретики той эпохи, чувства и представления. <...> Теоретические трактаты того времени представляют собой фундаментальные сочинения, подлинные музыкальные энциклопедии, в которых излагаются самые разнообразные сведения о музыке – от характеристики ладов и интервалов до законов акустики. <...> Так, немецкий композитор и теоретик Михаэль Преториус (1571–1621) одним из первых пытается создать научную историю музыки. <...> Иоганн Кеплер (1571–1630), выдающийся астроном, физик, математик и философ, последователь Коперника и Дж. <...> В трактате сформулирован так называемый третий закон Кеплера, который гласит: квадраты времен обращения планет вокруг Солнца 86 Музыка в трудах ученых XVII в. относятся как кубы их средних расстояний от Солнца. <...> В этом труде Кеплер дает <...>