Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Вестник культурологии  / №1 2009

ПАРАДИГМЫ КУЛЬТУРЫ ХХ ВЕКА (260,00 руб.)

0   0
Первый авторЯкимович
Страниц17
ID471864
АннотацияНа XIX в. приходятся самые экстремальные мифы новоевропейской культуры о центральном положении человека во Вселенной, например, открывающее гегелевские «Лекции по эстетике» рассуждение о том, что любая, даже вполне незначительная мысль («schiefer Einfall»), промелькнувшая в человеческой голове, более свободна и, следовательно, эстетически более значима, чем любое, сколь угодно грандиозное явление природы (которая не ведает этой самой свободы). Антропоморфный «мировой дух» Гегеля царственно шествует через века и эпохи, через разломы и противоречия к самопознанию и примирению с собой в окончательной и совершенной гармонии.
Якимович, А.К. ПАРАДИГМЫ КУЛЬТУРЫ ХХ ВЕКА / А.К. Якимович // Вестник культурологии .— 2009 .— №1 .— С. 5-21 .— URL: https://rucont.ru/efd/471864 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Парадигмы культуры XX века КОСМОС КУЛЬТУРЫ А.К. <...> Якимович ПАРАДИГМЫ КУЛЬТУРЫ ХХ ВЕКА На XIX в. приходятся самые экстремальные мифы новоевропейской культуры о центральном положении человека во Вселенной, например, открывающее гегелевские «Лекции по эстетике» рассуждение о том, что любая, даже вполне незначительная мысль («schiefer Einfall»), промелькнувшая в человеческой голове, более свободна и, следовательно, эстетически более значима, чем любое, сколь угодно грандиозное явление природы (которая не ведает этой самой свободы). <...> Антропоморфный «мировой дух» Гегеля царственно шествует через века и эпохи, через разломы и противоречия к самопознанию и примирению с собой в окончательной и совершенной гармонии. <...> Родилась система знаний и смыслов, ритуалов и сверхценностей, обозначаемая словом Humanitas. <...> Вырабатываются и развиваются понятия Humatitй, Humanity, Humanitдt, означающие сообщество просвещенных и гуманных 5 А.К. Якимович людей плюс сам комплекс просвещенности и гуманности; слово «цивилизация» является на этом этапе не столько нейтральным культурологическим обозначением (типа «китайская цивилизация», «исламская цивилизация»), сколько сугубо ценностным противопоставлением «цивилизованных» людей, причастных к гуманности и просвещению, всем прочим, отсталым и диким обитателям планеты. <...> Достаточно точным безоценочным обозначением этой ценностной установки мог бы стать термин «антропоцентрический цивилизационизм» (другой вариант: комплекс антропокультурности). <...> Завершителями строительства этой парадигмы были великие умы либеральной просвещенной буржуазии, но ее структура чрезвычайно напоминает политическую систему и идеологию просвещенных монархий XVII–XVIII вв.: в центре и наверху стоит обожествля6 Парадигмы культуры XX века емый повелитель, а смысловое поле вокруг него строго и регулярно упорядочено в соответствии с верховной волей «принцепса». <...> Мысль о том, что искусство и мышление гуманной цивилизации <...>